2.2 Анализ и оценка результатов исследования
В результате исследования больных церебральным атеросклерозом нам удалось обнаружить некоторые своеобразные психологические различия и особенности мышления испытуемых.
В результате исследования внимания и сенсомоторных реакций, у испытуемых выявляются индивидуальные способности к концентрации внимания, его устойчивость; особенности функционирования мнестической сферы испытуемых тоже индивидуальны. В пробах на память отражается индивидуальное состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов, состояние аффективно- волевой сферы испытуемого.
Особенности опосредованного запоминания испытуемых обусловлены течением мыслительных процессов, здесь особенно велика роль мышления, на качественном анализе которого мы остановимся далее.
Таким образом, различные особенности нарушения внимания и памяти при церебральном атеросклерозе зависят не от глубины дефекта самой болезни, сколько от органического неблагополучия испытуемого, которое может быть врожденным или приобретенным, поэтому в дальнейшей обработке они не будут учитываться, так как не являются диагностически-значимыми с нашей точки зрения.
Операционная сторона мышления. Для испытуемых нарушение операционной стороны мышления принимает форму искажения процесса обобщения. Это нарушение системы отвлечения и обобщения выражается в:
- в «отлете» от конкретных связей в утрированной форме;
- в актуализации случайных ассоциаций, оторванных от конкретного опыта испытуемых, латентных признаков предметов, в руководстве (при выполнении операции обобщения) чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношением между ними;
- в оперировании такими связями, которые не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними; в способности образовывать любую связь безотносительно к содержанию поставленной задачи; в использовании нестандартных свойств предметов;
- в сближении любых отношений между предметами и явлениями, даже если они неадекватны конкретным жизненным фактам; а так же в том, что реальные различия и сходства между предметами не принимаются испытуемыми во внимание, не служат контролем и проверкой их суждений и действий;
- в утрате направленности на объективное содержание явлений и предметов;
- в использовании широкого круга свойств предметов, не относящихся к информации о них.
Особенно легко эти нарушения выявляются при исследовании методикой «Исключение 4-го лишнего». При выполнении заданий по этой методике испытуемые производят обобщение по несущественным, необычным, неадекватным, формальным признакам, либо чрезмерно обобщенно, без связи с реальными значениями предметов.
При исследовании методикой «исключения 4-го лишнего» у испытуемых обнаруживаются явления «разноплановости» мышления. Одно и то же задание испытуемый выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный) (Приложение №2, бланк 1).
Легкость актуализации «слабых», чрезмерно обобщенных признаков обнаруживается, когда испытуемым предъявляются понятия для сравнения, особенно далекие друг от друга.
У испытуемых выявлены единичные случаи выше перечисленных нарушений; операции обобщения, абстрагирования, сравнения, классификации, анализа и синтеза им доступны с помощью экспериментатора.
Мотивационный компонент мышления. В результате исследования у испытуемых были выявлены основные нарушения мотивационного компонента мышления в виде резонерства и разноплановости мышления.
«Резонерство» определяется клиницистами как «склонность к бесплодному мудрствованию», как тенденция к непродуктивным многоречевым рассуждениям. «Резонерство» определяется:
- повышенной аффективностью
- неадекватным отношением
- стремлением подвести любое, даже незначительное «явление», под какую-то «концепцию»
- сужением круга смыслообразующих мотивов
- повышенной тенденцией к «оценочным суждениям»
- склонностью к «претензециозным высказываниям»
- формой высказываний: многозначительной, с неуместным пафосом, иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как «резонерское»
- при «резонерстве» испытуемые часто используют вводные слова, инверсии.
В результате исследования мы обнаружили, что резонерские суждения испытуемых определяются не нарушением интеллектуальных операций, а повышенной аффективностью. Разноплановость мышления заключается в том, что суждения испытуемых о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Испытуемые могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал, актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем испытуемые не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах.
Итак, разноплановость мышления выражается:
- «протеканием» суждений в разных плоскостях
- в одновременном сосуществовании разных аспектов и различных подходов к заданию, в суждениях, определениях и выводах испытуемых, не представляющих собой планомерного, целенаправленного выполнения задания
- в «причудливости» ассоциаций, когда предметное значение вещей становится в одной и той же смысловой ситуации неустойчивым, иногда противоречивым
- в неадекватности жизненных установок, в парадоксальности мотивов и эмоциональных реакций
- в смысловой смещенности, которая приводит к оперированию неадекватными признаками, к актуализации «латентных» свойств, сосуществующих наряду с адекватными (Приложение №2, бланк 2, 3).
Критичность мышления заключается в том, что «человек в процессе мышления более или менее сознательно соотносит результаты своего мыслительного процесса с объективными данными, в этом соотношении возможна ошибка» [4, стр. 82], так вот критичность мышления - это умение оценивать работу своих мыслей, осознать и устранить ошибки.
Градация отношений испытуемых к допускаемым ошибкам служит показателем мыслительной деятельности:
- испытуемый допускает ошибки и сам их исправляет (это показатель сохранности критичности)
- испытуемый допускает ошибки, но не замечает, исправляет по указанию экспериментатора
- испытуемый допускает ошибки, но не исправляет их даже после указаний экспериментатора.
В результате исследования было выявлено, что испытуемые способны осознавать допущенные ошибки и исправлять их, чаще с помощью экспериментатора. Кроме того, оценка экспериментатора влияет на критическое отношение этих испытуемых к продукту свей деятельности, они более обдуманно подходят к выполнению заданий.
Проведенное исследование позволило нам выявить следующие особенности в мыслительной сфере у больных с церебральным атеросклерозом, которые выражаются в нарушениях операционного компонента мышления, а именно:
- у испытуемых выявлены единичные случаи нарушений в операциях обобщения, абстрагирования, сравнения, классификации, анализа и синтеза, им доступны эти операции (иногда с помощью экспериментатора).
Обнаруженным диагностически значимым различием в нарушении мотивационного компонента мышления является глубина нарушения данного компонента: у некоторых испытуемых мышление полностью разнопланово, у остальных при обследовании встречаются лишь элементы разноплановости мышления.
В результате исследования было выявлено, что диагностически значимым различием в нарушении критичности мышления является глубина этого нарушения, а именно:
- испытуемые способны осознавать допущенные ошибки и исправлять их, чаще всего с помощью экспериментатора. Кроме того, оценка экспериментатора влияет на критическое отношение этих испытуемых к продукту свей деятельности, они более обдуманно подходят к выполнению заданий.
Итак, выявленные особенности мышления у больных с церебральным атеросклерозом подтверждают данные исследователей, занимавшихся данной проблемой.
- Введение
- Глава I. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе
- 1.1 Мышление и его закономерности, типы расстройств мышления
- 1.2 Особенности психических нарушений при атеросклерозе
- Глава II. Исследование особенностей мышления у больных с церебральным атеросклерозом
- 2.1 Методы диагностики больных с церебральным атеросклерозом
- 2.2 Анализ и оценка результатов исследования
- Заключение