Заключение
В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:
При церебральном атеросклерозе психические нарушения наступают довольно рано. Наиболее ранним симптомом является астения. Трудоспособность больных снижается, они быстро утомляются, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, осваивают новое для них дело, овладевают новыми знаниями.
Часто больные жалуются на головные боли, головокружения, тяжесть в голове, быструю утомляемость. Астения как заболевание имеет волнообразное течение, периоды улучшения общего состояния сменяются периодами ухудшения. Больные легко раздражаются, становятся обидчивыми, склонны к слезливости. По мере прогрессирования болезни ухудшается память, и это выражается в том, что больные не могут вспомнить имена знакомых, даты прошедших событий, некоторые термины. Особенно заметно снижение памяти при утомлении.
Постепенно периоды хорошего самочувствия становятся короче, одновременно удлиняются периоды резкого ухудшения памяти и вегетативных расстройств нервной системы. Болезнь все более прогрессирует, больные с трудом справляются со своими обычными делами и обязанностями, затрачивают все больше времени на их выполнение.
Обычно у больных с прогрессирующим течением церебрального атеросклероза в начальных периодах болезни память хорошо хранит события давних лет, но с трудом сохраняет прошедшие события ближайших дней и даже часов. Постепенно ослабевает память и на далекое прошлое.
В результате проведенного исследования было выявлено, что у больных церебральным атеросклерозом существуют нарушения мыслительной сферы, а именно:
- для операционной стороны мышления характерны единичные случаи искажения процесса обобщения, актуализации латентных признаков предметов, оперирование неадекватными связями между ними; в основном (в большинстве случаев) им доступны с помощью экспериментатора операции обобщения, абстрагирования, сравнивания, классификации, анализа и синтеза;
- мотивационный компонент мышления характеризуется элементами разноплановости мышления;
- критичность мышления частично сохранна, т.к. эти испытуемые способны осознавать допущенные ошибки и исправлять их (чаще с помощью экспериментатора), оценка экспериментатора влияет на критичное отношение испытуемых к продукту своей деятельности.
Итак, выявленные при нашем исследовании особенности мышления у больных с церебральным атеросклерозом подтверждают научные данные исследователей, занимавшихся данной проблемой.
Список литературы
1. Банщиков В.М., Невзорова Т.А. Психиатрия. - М.: Медицина, 1976.
2. Блейхер В.М. Клиника приобретенного слабоумия. - Киев: Здоровье, 1998.
3. Блейхер В.М. Расстройства мышления. - Киев, 1983.
4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. - Изд-во «Феникс», 1996.
5. Бухановский О.А. Основы психопатологии. - М., 1998.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. Соч. - М.: Педагогика, 1982.
7. Жислин С.Г. Психические нарушения при органических заболеваниях головного мозга. -- М., 1998. С. 287-296.
8. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. - М.: изд. МГУ, 1971.
9. Зейгарник Б.В. Нарушения мышления у психически больных. - М., 1958.
10. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. -- М.: ВЛАДОС, 2005. - 385 с.
11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.- М.: Медицина,2006. - 565 с.
12. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб: Питер, 2007. -- 960 с.
13. Ковалев В.В. Психиатрия. - М.: Изд «Медицина», 2006.
14. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - МГУ-ЧеРо, 1997.
15. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент / Под ред. Корниловой Т.В. - М.: Форум-Инфра-М, 2008.
16. Мясников А.Л. Атеросклероз: Происхождение, клинические формы, лечение. М., 2004.
17. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология - Питер, 2003.
18. Рахальский Ю. Е. Атеросклеротическая деменция // Вопросы клиники и лечения психических заболеваний. /Под ред. А. Г. Наку, Б. Д. Златана. - Минск, 2009. С. 20-27.
19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1999.
20. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. - Медицина, 2008.
21. Сукиасян С.Г. Сосудистое слабоумие: Клинико-психопатологические исследования (обзор) // Журнал неврологии и психиатрии. - 2010. - №7.-С.133-138.
22. Тиганов С.А. Руководство по психиатрии (в двух томах) - М., 1998.
23. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: изд. МГУ, 1984.
Приложение 1
Бланк №1
Методика «Исключение четвертого лишнего», форма протокола.
Название карточки, а также вопросы и возражения экспериментатора |
Исключаемый предмет |
Объяснение больного |
|
ххх |
ххх |
ххх |
Бланк №2
Методика «Простые аналогии» (инвентивная форма)
Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым.
Например: лампа-свет 1. день - обед 2. инструмент - работа 3. охотник - ружье 4. большой - маленький 5. слово - буква 6. июль - лето 7. горячий - холодный 8. лимон - кислота 9. дождь - сырость 10. ласточка - быстрота 11. луг - трава 12. инвалид - костыль 13. чулки - штопать 14. свет - тьма 15. лиса - хитрость 16. палец - кольцо 17. вулкан - землетрясение 18. минута - час 19. школа - ученик 20. задача - решение 21. колос - зерно 22. еда - обжорство 23. художник - картина 24. поезд - рельсы 25. море - вода 26. колбаса - мясо 27. океан - капля 28. магазин - продавец 29. море - река 30. часы - время 31. война - мир 32. человек - западня 33. глухой - зрение |
печка? (тепло) вечер? _______ кукла? _______ рыбак? _______ сытый? _______ дом? _______ апрель? _______ теплый? _______ конфета? _______ жара? _______ черепаха? _______ лес? _______ близорукий? _______ одежда? _______ молчание? _______ лев? _______ ухо? _______ река? _______ час? _______ больница_______ вопрос_______ соты_______ вино_______ писатель_______ автомобиль_______ небо_______ сыр_______ толпа_______ библиотека_______ площадь_______ градусник_______ буря_______ муха_______ слепой _______ |
Форма протокола.
Номер задачи |
Ответ |
Объяснение |
|
ххх |
ххх |
ххх |
Бланк №3
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз», форма протокола.
Пословицы или метафоры |
Подобранные фразы |
Объяснение больного |
|
ххх |
ххх |
ххх |
Бланк №4
Методика «Заучивания 10 слов», форма протокола.
№ повторений |
лес |
хлеб |
окно |
стул |
вода |
брат |
кони |
игла |
гриб |
мед |
Кол-во слов |
Добавочные слова |
Примечание |
|
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
Через час |
Приложение 2
Бланк №1.
Методика «Исключение 4-го лишнего» (предметный вариант)
1. Испытуемый Ц. объединяет в одну группу ножницы, катушку, трубку - «все они имеют сквозные отверстия, а наперсток имеет лишь входное отверстие». Он же объединяет весы, очки, и часы и исключает термометр - «по принципу общности отношений деталей. Весы при воздействиях факторов внешней среды могут колебаться, у очков можно передвигать ушки, а часы имеют заводной механизм».
2. Испытуемый К. обобщает зонтик, пистолет и барабан как предметы издающие звук, и исключает фуражку, т.к. она звука не издает.
3. Испытуемый И. правильно исключая курительную трубку, говорит: «Когда человек шьет ему это надо, а курить…, но можно шить и курить. Нет, наперсток лишний, без него можно обойтись».
4. Испытуемый М. исключая предметы, выделяет в одной из задач «барабан», т.к. «зонт, наган и фуражка являются средством защиты»
5. Испытуемый Т. правильно исключает «ногу» - часть человеческого тела, а обувь объединяет как «средства передвижения, т.к. в ней ходят».
6. Испытуемый К-х объединяет в одну группу солнце, керосиновую лампу и свечу и исключает электрическую лампочку. При этом он рассуждает следующим образом: «Электрическая лампочка слишком пахнет цивилизацией. Цивилизация убила все, что оставалось в человеке хорошего. Вообще-то нет надобности исключать ни один из этих предметов, но, руководствуясь подтекстом, я исключил электрическую лампочку. Кроме того в ней нет очевидности горения, накала нити. Иначе были бы какие-нибудь лучи подрисованы. Таким образом, здесь могут быть два плана: первый - субъективно-индивидуальный, а второй - обусловленный необходимостью конкретного ответа на прямой вопрос».
7. Испытуемый Р-в задачу, требующую обобщения измерительных приборов, решает так: «Здесь могут быть три плана. Первый план - я исключаю очки. При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной. Очки - это символическая согласованность, свидетельствующая о слепоте. Второй план - при рассмотрении с позиций человеческой необходимости использования в быту - нужны все четыре предмета. Есть и третий план - все эти предметы, кроме весов, являются более единичными, цельными по своей природе».
8. Испытуемый Г-в одно и то же задание решает двояко: «Можно объединить монету, карманные часы и будильник и выделить настенные часы, т.к. они граненой формы. А можно выделить монету - это все часы по производству, а это деньги. Если по форме - то первое решение, а по производству - второе». С помощью экспериментатора выбирает правильное решение.
9. Испытуемый Ц-в объединяет часы и монету, объясняя, что стоимость есть у каждого предмета.
Испытуемый П. объединяет «обувь» и исключает «ногу», объясняя это так: «нога потребляет их, а ботинки нужны для того, чтобы ноге не было больно».
Испытуемый С. исключает солнце и объединяет керосиновую лампу, свечу и электрическую лампочку, объясняя так: «Солнце - это звезда, а все остальное не звезды».
Испытуемый К. объединяет «весы, термометр, часы», исключает «очки», при этом объясняя: «Очки отделю, не люблю очков, мне нравится пенсне, как у Чехова».
Испытуемый К. объединяет «кепку, барабан, пистолет», исключает «зонт», объясняя, что зонт может быть у каждого человека, а остальные предметы не обязательно иметь каждому.
Бланк №2.
Сравнение понятий
Испытуемый Р., сравнивая два понятия «луну» и «чернильницу», говорит: «Оба эти предмета в себе что-то содержат. Луна что-то содержит и чернильница. Обе круглые. И обе с отверстиями: в чернильнице - горлышко, на луне - кратеры. Еще сходство - луна светит, и если в чернильницу положить чернила и писать, то они тоже светят. Грамотность - свет. А различие - луну нельзя положить на стол, а чернильницу можно где угодно держать».
Испытуемый Г., сравнивая понятия «утро - вечер», говорит: «Общее у них то, что они текут плавно, а различаются цветом: утро - светло, а вечер - темно»; сравнивая понятия «золото - серебро», объясняет: «Это все металл, но различный по цвету: золото - желтое, а серебро - серебряное»; сравнивая понятия «ворона - курица», объясняет: «Это птицы, а различие в размерах, курица больше вороны».
Испытуемый К. сравнивая понятия «ворона - курица», объясняет: «Это птицы, но разница в том, что от вороны никакой пользы нет, а курица несет яйца, большая польза от нее человеку»; сравнивая понятия «вода - молоко», говорит: « Все это можно пить, но молоко - это еда, а вода - это просто попить, одной водой сыт не будешь».
Испытуемый И. сравнивает понятия «дождь и снег» следующим образом: «Снег - это микроны, которые могут быть заморозками, а дождь состоит из воды, но они могут находится в тесном сотрудничестве».
Испытуемый Л. сравнивает понятия «дождь и снег» так: «Дождь - это капли водяные, а снег - это снег, а вода есть вода, это ведь совершенно разные вещи Хотя снег идет, и дождь идет, снег падает, и вода падает ».
Испытуемый Г. сравнивает понятия «ботинок - карандаш»: «Это все принадлежности необходимые человеку для жизни в современном обществе, раньше - то люди ходили босиком и писать не умели, а разница в том, что обувь мягкая, делается из кожи, что бы удобно было ходить, а карандаш твердый, чтобы удобно писать было».
Испытуемый У. сравнивает понятия «лыжи - коньки»: «Это всё зимние вещи, для снега, летом нужен велосипед, лыжи из дерева, а коньки из железа».
Испытуемый Ф. сравнивает понятия «ворона - воробей»: «Оба начинаются на букву «в», но «ворона» - женского рода, а «воробей» - мужского».
Испытуемый Ц. сравнивает понятия «поезд - самолет»: «Это транспорт, но на поезде гораздо дольше добираться, чем на самолете».
Испытуемый Н. сравнивает понятия «стакан - петух»: «Общее здесь то, что оба слова мужского рода, а разница в том, что из стакана пьют, а петух кукарекает».
Испытуемый Л. сравнивает понятия «корова - лошадь»: «Эти животные парнокопытные, но корова как правило домашнее животное, а вот лошадь может быть не только домашним животным, но и диким».
Бланк №3
Объяснение пословиц и метафор
Испытуемый С. на вопрос, что значит «не все то золото, что блестит», ответил: «Это кому что нравится - вот стоят на окне цветы - вам они нравятся…».
Испытуемый К. объясняет пословицу «Цыплят по осени считают» так: «Весной цыплята вылупляются, к лету они подрастают, хозяева их выпускают на поляну, там они щиплют травку, находят разных букашек, короче откармливаются к осени, а хозяева считают прибыль».
Испытуемый Ц. пословицу «Лучше меньше, да лучше » объясняет так: «Здесь одна мысль - нужно делать всё хорошо».
Испытуемый У. пословицу «Куй железо пока горячо» объясняет так: «Железо можно ковать только горячим, из горячего железа можно делать самые различные изделия, но если оно остыло, то из него уже ничего не сделаешь».
Испытуемый С. пословицу «Не всё то золото, что блестит» объяснил так: «Конечно, не только золото блестит, посмотрите в солнечную погоду вокруг, всё кругом блестит и сверкает: любая стекляшка глаза слепит. А золото просто так и не валяется, оно ископаемое».
Испытуемый Б. метафору «ядовитый человек» объяснил так: «Это человек, у которого очень сильный иммунитет, он может ничем не болеть, т.к. в его организме находится такой яд, который способен убивать любые вирусы. У других людей иммунитет ослаблен, они часто болеют, и им специально впрыскивают яд, чтобы уничтожить вирусы».
Испытуемый Г. метафору «глухая ночь» объясняет с неудержимым смехом: «Это когда соседи загуляют до утра, можно заткнуть уши ватой и ничего не слышно, как глухой, и можешь спокойно спать».
- Введение
- Глава I. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе
- 1.1 Мышление и его закономерности, типы расстройств мышления
- 1.2 Особенности психических нарушений при атеросклерозе
- Глава II. Исследование особенностей мышления у больных с церебральным атеросклерозом
- 2.1 Методы диагностики больных с церебральным атеросклерозом
- 2.2 Анализ и оценка результатов исследования
- Заключение