logo search
Особенности социально-психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в группе интегрированного обучения и воспитания

Введение

В процессе развития общества менялись взгляды и в отношении детей с особенностями психофизического развития. Более высокий уровень культуры, духовности, экономического уклада жизни способствует гуманизации взглядов, конструктивного подхода к проблеме специального образования. В современных условиях на специальное образование возлагаются задачи не только обучения и воспитание детей с ОПФР, но и их наиболее полной социализации и интеграции в общество.

Интегрированное обучение рассматривается как обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии «в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми»

Необходимым условиям организации интегрированного обучения и воспитания является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

Актуальность работы состоит в том, что проблема социально-психологической адаптации детей с ОПФР в условиях интеграции остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка и каковы способы установления контакта со взрослыми. Интегрированное обучение и воспитание неразрывно связано с решением проблемы социально психологической адаптации детей с ОПФР. От того как проходит привыкание ребенка к новому коллективу, к незнакомым детям и взрослым зависит его физическое и психическое развитие.

Неблагоприятное течение адаптации детей с ОПФР в условиях интеграции ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды.

Поэтому целью данной работы является: выявление особенностей успешной социально-психологическойадаптации детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания.

Задачи:

- изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации детей с ОПФР в психологии;

- рассмотреть особенности социально - психологического развития детей с ОПФР и нормально развивающихся детей;

- провести исследование, направленное на выявление особенностей социально-психологической адаптации детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания

Объект исследования: адаптации детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания ГУО «Ясли-сад №3 г.Мозыря»

Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания.

Социально-психологическая адаптация детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребенка по-разному, успех которого обусловлен внешними и внутренними факторами. Благоприятные групповые взаимоотношения - необходимое условие успешного взаимодействия детей, в том числе в игровой деятельности, а поэтому их нарушение могут негативно сказываться на всем процессе социально - психилогической адаптации ребенка. От того как складываются отношения ребенка с группой во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Поэтому при проведении диагностики необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- система межличностных отношений ребенка с окружающими, его личностная микросреда;

- самооценка, «Я-концепция» воспитанников;

-удовлетворенность основных социальных потребностей (их деприворованность);

- адаптация детей к условиям дошкольного учреждения;

- тревожность и агрессивность дошкольников;

- владение коммуникативными умениями.

Цель экспериментальной работы - изучение прохождения процесса адаптации детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания

Задачи экспериментальной работы:

1. выявить влияние различных факторов на характер привыкания ребенка с ОПФР к новому коллективу сверстников.

2. проанализировать динамику социальной адаптации у детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания.

3.разработать систему социально-психологической адаптации детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.

4. выявить условия повышения адаптации детей с ОПФР к новому коллективу сверстников.

5.разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей с ОПФР в группе интегрированного обучения и воспитания.

Гипотеза:

Для того чтобы процесс привыкания детей в группе интегрированного обучения и воспитания не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, педагогами учреждения дошкольного образования.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Использовались следующие методы исследования:

- методика «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению»;

- методика определения самооценки дошкольника «Лесенка» (методика В.Г.Щур);

-при изучении детской тревожности была использована методика «Выбери нужное лицо», тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен;

-оценка состояния поведения детей по отдельным типам нарушения: нарушение общения и взаимоотношение с окружающими; тревожность и беспокойство; нарушение поведенческой активности; соматические дисфункции и нарушения; негативная эмоциональность; импульсивность и слабость самоконтроля, асоциальное поведение была проведена диагностика нарушения поведения у детей;

- наблюдение за общением ребенка со взрослыми и сверстниками;

-определение взаимоотношений детей в группе интегрированного обучения и воспитания старшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью социометрии Дж.Морено;

- для изучения структуры детских объединений у детей в группе интегрированного обучения и воспитания использовался проективный метод: психодиагностическая методика «Я и мои друзья» и беседа с детьми.

Практическая работа состояла из трех этапов.

Первый этап включал в себя первичную диагностику

Второй этап включал в себя коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям группы интегрированного обучения и воспитания.

На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное наблюдение за испытуемыми детьми.

Диагностика проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №3 г. Мозыря», в котором имеются 2 группы интегрированного обучения и воспитания.

В исследовании принимали участие 8 детей с ОПФР (6 мальчиков, 2 девочек) в возрасте 5 лети и 16 детей нормально развивающихся, посещающих группы интегрированного обучения и воспитания.