Заключение
Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий - наказание и катарсис; и, с другой - представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению.
Накопленные факты относительно воздействия наказания и катарсиса свидетельствуют о том, что ни то, ни другое не является действительно эффективным для контроля открытой агрессии, как это считалось ранее. Более того, механизм воздействия обоих факторов гораздо сложнее и его "запуск" может произойти в более ограниченных условиях, чем предполагалось раньше. Поэтому, несмотря на то что и наказание и катарсис могут в какой-то степени использоваться для управления агрессией, они не станут - ни раздельно, ни в сочетании друг с другом - панацеей от всех проявлений человеческого насилия.
По мере того как убежденность в достоверности упомянутых выше аргументов таяла, количество исследований, посвященных непосредственно предупреждению или контролю человеческой агрессии, возрастало. Многие исследователи обратили свое внимание на не рассматривавшиеся ранее способы снижения агрессии. К ним относятся такие факторы, как наблюдение за действиями в моделях неагрессивного поведения и индукция несовместимых реакций у потенциальных агрессоров. В добавление к этому, учитывая возросший интерес психологов к когнитивным процессам, значительное внимание было уделено потенциальной роли некоторых когнитивных процессов в контроле открытой агрессии. Результаты в этой области оказались довольно обнадеживающими, позволяющими предположить, что когнитивное вмешательство действительно может оказаться весьма эффективным средством, способствующим уменьшению вероятности и силы проявления открытой агрессии. Наконец, следуя высказыванию, что профилактика лучше, чем лечение, значительное внимание было уделено социальным навыкам индивидов, необходимым для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также технике самоконтроля - тактике, к которой они могут прибегнуть в самых различных ситуациях, чтобы обуздать свой гнев или характер.
Таким образом, мы уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений.
Список использованной литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.512с.
3. Батов В. Агрессия и деструктивность // Прикладная психология и психоанализ. 2001. N 4. - С.5-17.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2005. - 431 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов. СПб.: "Питер", 2000. - 352 с.
6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - N 1. - С.60-72.
7. Кирьянова Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом. - 1999. - №2. - С.52-58.
8. Козлов В.В. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2005.222 с.
9. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 3. - С.82-91.
10. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.506 с.
11. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М.: Дело, 1993.
12. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003.333 с.:
13. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.688 с.
14. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: лекции по социальной и политической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов по направлению и специальностям психологии / А.П. Назаретян. - СПб. и др.: Питер, 2003. - 189с.
15. Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006.751 с.
16. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 1999. - №3. - С.17-22
17. Шишко М.В. Агрессивные состояния личности и их психокоррекция // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - N 4. - С.175-177.