logo
Агрессия в конфликте

2. Феномен агрессии

Согласно Лоренцу, агрессия берёт начало, прежде всего из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Эта охотничья "природа" и составляет основу человеческой агрессии.

Социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

1) на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена;

2) на факторы, провоцирующие её проявление;

3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Теории социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: лекции по социальной и политической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов по направлению и специальностям психологии / А.П. Назаретян. - СПб. и др.: Питер, 2003. - 189с.

Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина "агрессия" Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - N 1. - С. 60-72. .

Так, например К. Бютнер понимает "под агрессией чувства, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение".

А. Басс разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно. При этом, описывая агрессию, А. Басс и А. Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности.

Таким образом, термин "агрессия" имеет разные значения. С точки зрения социальной психологии агрессия понимается как особая форма социального поведения, которая, с одной стороны формируется социальным миром индивида, а с другой - воздействует на этот социальный мир и его представителей. С точки зрения этологии агрессия понимается как внутренняя энергия - этологический подход. Социология рассматривает агрессию как продукт эволюции - социобиологический подход. Генетика поведения понимает агрессию как наследственную предрасположенность. Существуют разные психологические объяснения агрессии - это инстинкт разрушения; реакция на отрицательные эмоции; результат процесса принятие решений; функция переработки информации. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: "Питер", 2000. - С. 92-123, 220-227, 286-328. .

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения агрессии, как физического или вербального поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. - СПб.: Питер, 1999. - С485.

Также в настоящее время большинством психологов принимается следующее определение: Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - N 1. - С. 60-72. .

Ежедневно практически во всех областях социальной жизни происходят происшествия агрессивного характера. В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований гендерных проявлений агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2005. - С. 240. .

Ранний дошкольный, младший школьный и младший подростковый периоды - это время максимального проявления агрессивности. Максимального, потому что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, т.к. отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому детский и отчасти подростковый возрастной период - это периоды преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения. По мере формирования и развития самой личности, в частности ее самосознания, агрессивность становится все более контролируемым параметром Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - С. 211. .

Агрессивное поведение старшеклассников определяется влиянием семьи, сверстников, а в школе - влиянием классного руководителя, педагогов, недостаточной работой школьного психолога. Специалисты в области психического здоровья давно уже рассматривали семью и как "кузнецу", в которой выковывается индивидуальный характер, и как главный, источник антисоциальных наклонностей. Степень сплоченности семьи, ее полнота или неполнота, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, уровень семейной гармонии или дисгармонии - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение юношей и девушек в семье и вне её, а также влиять на их отношения с окружающими. Юноши и девушки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками в школе или за ее пределами, наблюдая за поведением других детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных девушек и юношей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Такие педагогические воздействия как наказание и выговор скорее усилят особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Педагоги должны знать и понимать особенности поведения, общения детей. Очень часто при общении этих двух сторон возникают межличностные конфликты, которые не только приводят к непониманию, но и к нарушению обратной связи и взаимодействия в целом Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. .

агрессия конфликт эмоция управление

Юноши и девушки в семье и школе имеют возможность - эффективно или неэффективно - участвовать в межличностном конфликте, каждый из них выбирает свою модель межличностного конфликта. Доминирование - забота только о своих интересах, использование власти. Уступчивость - беспокойство о других и покорность. Избегание - отсутствие беспокойства и за себя, и за других, избегание другого человека. Понимание и компромисс - обеспокоенность, как за себя, так и за другого человека. Личностные характеристики детей могут меняться в зависимости от их выбора своей стратегии в конфликте, зато их реакция в значительной степени зависит от того, кто является в конфликте оппонентом (родители, сверстники, классный руководитель, педагоги) Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКС-МО-Пресс, 2000. - С. 280 - 285. .