logo
УМК Доп

Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов

Цель: Познакомиться с основными теориями агрессии. Выявить приемы и методы формирования неагрессивного, неконфликтного взаимодействия людей.

Существуют три основные теории агрессии. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Однако аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.

Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.

Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.

Типологическая «схема» конфликта американского психолога М. Дойча. По типу участников он выделил личность, группу и нацию. По видам отношений – внутри- и межсистемный уровни. Типы конфликтов: внутри - и межличностный (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой (социально - психологический уровень); внутринациональный и международный (социальный уровень).

Специалист в области планирования развития корпорации Р. Акофф считает, что конфликт возникает в том случае, когда два или более желаний взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении одного из них означает шаг назад в удовлетворении другого или других. С точки зрения характеристики субъектов конфликтных отношений корпорация, по мнению Р. Акоффа, может подвергаться следующим конфликтам:

  1. конфликт личности, являющейся элементом корпорации;

  2. конфликт между такими личностями;

  3. конфликт между индивидом и корпорацией или ее частью (подразделением);

  4. конфликт внутри подразделений;

  5. конфликты между подразделениями одного уровня;

  6. конфликты между подразделениями разных уровней или между подразделением и корпорацией;

  7. конфликты внутри корпорации как целого;

  8. конфликты между корпорацией и внешними силами: группами, организациями, институтами, обществом.

Приведенная схема классификации конфликтных отношений вполне может быть использована для определения субъектов и участников конфликтного процесса, поскольку любой коллектив в определенном смысле представляет собой не что иное, как корпорацию или ее структурные элементы.

Этапы оценки конфликтных отношений:

  1. анализ причин конфликтного процесса;

  2. анализ тенденций и возможных вариантов развития конфликтов;

  3. анализ возможностей коррекции поведения участников конфликта для каждого варианта его возможного развития.

Предупреждение конфликтных отношений:

  1. формирование условий жизнедеятельности коллектива, исключающих возможность складывания и развития конфликтного взаимодействия его членов;

  2. выработка руководителем у самого себя и у своих подчиненных устойчивых навыков неконфликтного поведения.

Общение является основным инструментом разрешения конфликтов. Правила неконфликтного общения: