Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
Нередко школьные психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один — как друг и советчик молодежи, другой — способствуя развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то — устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы.
В предлагаемом тесте заложена идея оценки и сравнения различных типов педагогов.
Инструкция: в данном тесте перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:
а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву.
Я вполне могу жить один, вдали от людей.
Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.
Люди говорят, что мне нравится делать все своим, оригинальным способом.
Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.
Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было, беспорядка.
Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.
Я подолгу анализирую свое поведение.
Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.
В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
Я всегда охотно признаю свои ошибки.
Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.
Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
Наука— это то, что больше всего интересует меня в жизни.
Окружающие считают мою семью интеллектуальной.
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.
Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.
Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
Я вряд ли расстроюсь, если придется провести отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
Моя любезность часто не нравится другим.
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету.
Я проявляю большой интерес к судьбе других.
Я никогда с улыбкой не говорю неприятных вещей.
Ключ к тесту № 4
Обработка результатов. Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к нулю.
Каждый личностный параметр оценивается через общую оценку по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты.
Код теста
Общительность - 1б, 6б, 11 б, 16б, 21а, 26а, 31а, З6а, 41а, 46а.
Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.
Направленность на предмет - За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.
Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.
Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.
Каждый из элементов профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — при количестве баллов более семи.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты