Тема 2. Психология познавательных процессов
Цель: познакомиться и раскрыть чувственные формы контакта с окружающим миром: ощущения, внимание, восприятие; рациональные – память, мышление; структуру интеллекта: внимание, восприятие, мышление.
Отношения с окружающим миром определяют состояние сознания, главными характеристиками которого являются процесс и результат, процесс и результат наполнения сознания информацией об окружающем мире, человеке и его месте в этом мире (знания-чувства, знания-мышление, знания-воля).
Ощущения – продукт работы органов чувств – анализаторов, приспособленных для восприятия и переработки раздражителей (механических, физических, химических и др. воздействий) и как отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств.
Свойства ощущений:
«порог ощущений» - определяет верхнюю и нижнюю границу чувствительности к разного вида раздражителям (зрительным, слуховым и т. п.);
адаптация ощущений;
взаимодействие ощущений;
усиленное взаимодействие ощущений;
модальность.
Виды ощущений: зрительные, слуховые, осязание, обоняние, вкусовые, органические.
Внимание имеет индивидуальные особенности и характеризуется:
концентрированностью – степенью сосредоточенности на объекте внимания;
интенсивностью – скоростью восприятия информации;
устойчивостью – способностью поддерживать длительное время сосредоточенность на определенном объекте;
объемом внимания – количеством объектов, которые могут быть охвачены одновременно;
распределением – способностью удерживать внимание одновременно на нескольких объектах;
переключением – способностью к переносу внимания с одного объекта на другой.
Восприятие, синтезируя разнообразные ощущения, является осмысленным (процесс производства мысли в поисках связей разнообразных ощущений), означенным (выявление значимости и обозначение в речи).
Свойства восприятия: константность, категориальность, целостность, зависимость от прошлого опыта.
Память – функция сознания, система хранения информации о собственном опыте, форма психического отражения прошлого опыта, процесс организации и сохранения прошлого опыта.
Виды памяти классифицируются по:
типу процесса запоминания (произвольное, непроизвольное);
содержательной организации (образная, словесно-логическая, эмоциональная);
виду стимулов (зрительная, слуховая, двигательная);
результату (долговременная, кратковременная).
Мышление характеризуется как:
процесс рождения мысли в поисках связей (системность);
появление мысли как рефлекса сравнения (различия, сходства, аналогии);
смежность во времени и пространстве – плавность;
соотношение фактов по разным признакам – систематизация по разным основаниям;
выявление общих признаков для классификации;
обобщение – объединение предметов по их общим существенным признакам;
абстрагирование – выявление существенного, отделение от несущественного.
Как всякий процесс мышление имеет цель (мотивацию), содержание, методы (способы мыслительной деятельности) и результат.
Виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное, «линейное» и «планетарное», критическое, дискурсивное, творческое и др.
Воображение создает образы на основе имеющихся представлений и сочетает в себе процессы: репродуктивный, продуктивный.
В воображении проявляются творческие способности переработки представлений:
построение образа конечного результата деятельности;
создание образа процесса деятельности;
создание образа модели поведения;
воссоздание образов реального мира.
Структурные элементы: впечатления, преобразование представлений, дополнение усвоенной информации.
Интеллект (лат. – разумение, понимание, постижение) – способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами:
адаптироваться к окружающей среде; принимать правильные решения в разных ситуациях;
осознавать и решать возникающие проблемы;
делать правильный выбор;
использовать природный ум, достижения культуры, делать собственные открытия.
Интеллект, как высшая форма психической деятельности, содержит в своей структуре психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты