Содержание курса
Введение
Многообразие форм человеческого знания. Мировоззренческие картины мира. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста.
Чувственное и рациональное познание
Психология познавательных процессов человека: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства, воля. Стереотипы восприятия. Восприятие человека человеком. Психологические закономерности памяти. Мышление как психологический феномен. Культура мышления. Целевые, смысловые и операциональные установки. Учет психологических установок в работе профессионала. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность. Действие как контакт с окружающим миром. Технология осознания действия. Структура деятельности. Сферы деятельности. Понятие ценностей, их влияние на состояние сознания и деятельность. Простейшие приемы саморегуляции. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности.
Общее и индивидуальное в психике
Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех.
Ролевой уровень поведения и его отражение в психике
Психологический портрет в межличностных отношениях. Ведущий стиль в межличностном взаимодействии. Характер социальных ориентаций. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. Межсубъектные отношения. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности. Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта. Индивидуальный деловой стиль. Организационно-психологические составляющие профессиональной деятельности.
Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов. Возникновение и протекание конфликтных ситуаций. Психологический анализ конфликтной ситуации. Рекомендации по предупреждению и конструктивному выходу из конфликтной ситуации.
Рефлексия в профессиональной деятельности. Психологическая готовность к изменениям характера своей профессиональной деятельности.
Требования к уровню знаний
Целью программы является подготовка специалиста к профессиональной деятельности, т.е.
Реализация основных образовательных программ на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
Выбор оптимальной стратегии будущей профессиональной деятельности, создание творческой атмосферы производственного процесса в коллективе;
Формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.
Студент должен знать:
Основы психологии личности и социальной психологии, биологические, психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, влияние на результаты деятельности индивидуальных различий;
Основные категории педагогики;
Сущность, закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека.
Уметь
Использовать знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития наук педагогики и психологии, их взаимосвязей с другими науками;
Использовать знания культуры и искусства в качестве средств глубокого освоения сущности, закономерностей, принципов, методов и форм обучения и воспитания человека;
Самостоятельно расширять, осваивать и интегрировать в собственную деятельность знания из основных сфер проявлений человека – деятельностной, личностной и коммуникативной.
Владеть
Методами исследований и организации работы коллектива;
Методами и приемами продуктивного общения;
Основами конструктивного разрешения конфликтов;
Приемами конструирования и анализа педагогических ситуаций;
Методами и приемами эмоциональной саморегуляции;
Методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты