Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
Цель: познакомиться и раскрыть психолого-педагогические проблемы, которые необходимо решать современному профессионалу.
Психология и педагогика охватывает круг проблем, которые необходимо решать современному профессионалу:
Акмеологическое видение профессионального труда, которое состоит в гармоничной интеграции ведущих сторон: профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, где субъект труда продуктивно задействует свой творческий потенциал, реализует полноценное «акме».
Овладение научным методом познания и развития каждой из макрохарактеристик профессионального труда, осознание условий для продвижений социального субъекта к собственным вершинам.
Выделение главных параметров профессионализма, характеризующих общее, особенное, единичное в основных системах деятельности. Настоящий профессионализм не может возникнуть у человека без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности.
Определение моделей, алгоритмов и технологий продуктивной жизнедеятельности в отраслевых условиях. Отличием отраслевой акмеологии является ее ориентация на развитие и задействование творческого потенциала специалиста.
Выявление и осознание категории субъекта как центральной на всех уровнях. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самостоятельности, самоопределению и развитию. Специалист-управленец по своей природе как субъект обладает уникальной способностью изменять или предлагать различные способы организации по отношению к объективно существующим, разрешать противоречия, что проявляется в управленческой функции интегративного порядка.
Видение психолого-педагогических проблем и их понимание раскрывает благоприятное поле для совершенствования системы труда и обеспечит продвижение человека к собственным вершинам в личной жизни, труде, выполнении всех социально ценностных функций в обществе.
Перед началом изучения курса проводится опрос мнений студентов по вопросам:
Как Вы думаете, что изучает дисциплина «Психология и педагогика профессиональной деятельности»?
Что, на Ваш взгляд, подлежит обязательному рассмотрению в рамках курса?
Какие формы изучения материала (практические, теоретические, тренинговые, исследовательские) наиболее приемлемы для Вас?
Какие знания, умения, навыки Вы ожидаете получить в ходе изучения курса?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 1.
Выявите проблемы в становлении профессионала. В чем Вы видите проявление особенностей человека в профессии?
Какие характеристики и условия необходимы человеку для самореализации в профессии?
Укажите место психологии в системе наук, ее методы в познании мира и себя.
- Федеральное агентство по образованию гоу впо (кемеровский государственный университет)
- 010501 Прикладная математика и информатика)
- Объяснительная записка
- Содержание курса
- Распределение часов курса по темам и видам работ
- Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:
- Введение
- Тема 1. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности
- План семинарского занятия.
- Тест на самоопределение
- Тема 2. Психология познавательных процессов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 2
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 3. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. Действие. Поведение. Деятельность.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 3
- Литература
- Темы рефератов
- План семинарского занятия
- Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека. Темперамент и его психологические особенности. Акцентуации характера
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5
- Темы рефератов
- Литература
- План семинарского занятия.
- Ход занятия:
- Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
- Темы рефератов.
- Литература
- План семинарского занятия
- Тема 7. Психология семейных отношений
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
- Литература
- Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.
- Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8 (учебной конференции)
- Литература
- План семинарского занятия.
- Словарь терминов и персоналий
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
- Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Приложения
- Тест № 1. Тест Айзенка.
- Тест № 2 Способны ли Вы стать руководителем?
- Тест № 3 Умеете ли вы вести деловые беседы?
- Тест № 4 Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Тест № 5 Оценка способов реагирования в конфликте.
- Тест № 6 Тест на оценку самоконтроля в общении.
- Тест № 7 Умеете ли Вы слушать?
- Тест № 8 Способность педагога к эмпатии.
- Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.
- Использованная литература и тексты