logo
УМК Доп

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Психология и педагогика профессиональной деятельности является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики, изучаемых ими феноменах и связях между ними и интериоризации их в практической профессиональной деятельности.

Содержание данной дисциплины разработано на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует государственным требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Существенное значение имеет мировоззренческий аспект дисциплины «Педагогика и психология профессиональной деятельности», предполагающей формирование устойчивого интереса студенческой молодежи к проблемам воспитания и развития личности, ознакомлению и анализу ими современных отечественных и зарубежных теорий и концепций образования и воспитания, формированию собственной профессиональной позиции.

Курс «Психология и педагогика профессиональной деятельности» предусматривает практическую направленность осваиваемого материала. В связи с этим необходимо осуществление психолого-педагогического анализа основных направлений, тенденций, проблем и перспектив современного обучения и воспитания в условиях модернизации системы образования, изменений производственных отношений, с учетом преподавателями специфики факультета и будущей профессиональной деятельности студентов.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с современными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладеть понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобрести опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- изучить опыт учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного производственного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, с сотрудниками;

- ознакомить с методами формирования креативности и развития профессионального мышления и др.

Требования к уровню освоения содержания курса:

- знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- иметь представление о предмете и методе психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования и производства, сущности образовательных и воспитательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных и производственных процессах и социуме;

- знать формы организации учебной и производственной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Программа курса составлена на основе:

- государственных требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»;

- учебных пособий по психологии обучения, воспитания и производственных отношений авторов А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Крутецкого, Р.С. Немова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Н.С.Пряжникова и др.;

- учебных пособий по педагогике Ю.К. Бабанского, И.П. Подласого, А.А. Радугина, А.А. Сидорова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, С.А.

Смирнова, И.Ф. Харламова, Н.Э.Касаткиной и др.

Усвоение содержания данной программы организуется через мультимедийное лекционное сопровождение, практические аудиторные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Раздел «ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА» ГСЭ.Ф.07. предназначен для студентов математического факультета КемГУ очной и заочной форм обучения.

В программе учтены рекомендации Примерной программы дисциплины педагогика и психология, утвержденной 3 июля 2000г. МО РФ (Интернет публикация)