3.1 Методики диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
1. «ЛЕСЕНКА» [20]
ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка
МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). Каждая лесенка отражает полярные качества, расположенные на концах лесенки: «хороший - плохой», «добрый - злой» (нравственные качества), «красивый - некрасивый» (внешность), «умный - глупый» (интеллект), «много умеет - ничего не умеет» (успешность в деятельности).
ИНСТРУКЦИЯ: ребенку по очереди предъявляются лесенки с разными качествами. Например, при показе первой лесенки психолог говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?» Важно проследить, чтобы ребенок правильно понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить задание. Затем ребенку задается второй вопрос: «А воспитательница тебя на какую ступеньку поставила бы?»
Эти два вопроса задаются на каждой лесенке. Оцениваемые качества по лесенкам таковы:
1-ая лесенка: «очень хороший - очень плохой»;
2-ая лесенка: «очень добрый - очень злой»;
3-я лесенка: «очень красивый - очень некрасивый»;
4-ая лесенка: «очень умный - очень глупый»;
5-ая лесенка: «все умеет - ничего не умеет».
ОБРАБОТКА: ступеньки лесенки нумеруются от 1 до 10 (снизу-вверх). В протоколе записываются 2 ряда из пяти цифр (от 1 до 10) - номера выбранных ребенком ступенек.
Максимальный балл на каждой лесенке по каждому вопросу - 10.
2. «ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ» [15].
ЦЕЛЬ: исследование тревожности детей (4-7 лет) по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
МАТЕРИАЛ: 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам соответствующими контуру лица на рисунке. На одном дополнительном рисунке лицо веселое, на другом - печальное.
ИНСТРУКЦИЯ: рисунки предъявляются ребенку строго в перечисленном порядке. Каждый раз задается один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?» При этом в рисунках 1,2,4,5,6,7,11,13,14 психологом уточняется происходящее на рисунке, например: «Мальчик играет с малышами».
ОБРАБОТКА: проводится качественный и количественный анализ полученных данных.
1) Качественный анализ. Вычисляется индекс тревожности (ИГ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.
ИГ = число эмоционально-негативных выборов / 14* 100%
2) Количественный анализ. Выявляются типы ситуаций общения, в которых ребенок наиболее тревожен. Всего их в тесте три: «Ребенок-Ребенок» (рисунки 1,3,5,10,12), «Ребенок-Взрослый» (2,8,9,13) и «Ребенок - Повседневная деятельность» (4,6,7,11,14).
3. «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» [18]
ЦЕЛЬ: изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме.
МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги формата А4 (210*297мм), размещенный горизонтально, простой карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его.
ОБРАБОТКА: выявляются показатели тревожности, агрессивности, трудности в общении, чувства неполноценности.
Тревожность:
штриховка - 0-3
преувеличенное внимание к деталям - 0-1 линия с сильным нажимом - 0-1
маленькая фигурка животного в самом низу листа - О-1 фигура, вытянутая по горизонтали - 0-1 Агрессивность:
маленькие фигурки в самом верху листа (защитная) - 0-1 большая фигура внизу листа (выплеск нереализованных возможностей) - 0-1
фигура вытянута по вертикали - 0-1
когти, зубы, рога, кулаки, языки - 0-3
Чувство неполноценности:
маленькая фигура - 0-1
фигура в нижней трети листа - 0-1
слабая линия-0-1
косая штриховка с сильным нажимом выходит за пределы контура - 0-2
Трудности в общении:
штриховка кругами - 0-2
броня, панцирь - 0-3
заборы, барьеры, ограждения - 0-2
4. «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ» [18]
ЦЕЛЬ: выявление отношения ребенка к членам семьи; семейных отношений, которые вызывают тревогу рисующего; характер восприятия ребенком взаимоотношений с другими членами семьи и своего место в семье.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М.
ИНСТРУКЦИЯ: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребенка, отмечается его мимика, жесты, фиксируется последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится беседа по следующей схеме:
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
2) где работают и учатся члены семьи;
3) как в семье распределяются домашние обязанности;
4) каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи.
ОБРАБОТКА: оценка ведется по пяти симптомокомплексам: БСС (благоприятная семейная ситуация), Т (тревожность), К (конфликтность в семье), ЧН (чувство неполноценности в семейной ситуации), В (враждебность в семейной ситуации). Симптомокомплексы представлены в Приложении А.
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы
- 1.1 Эмоции и чувства
- 1.2 Классификация основных эмоций
- 1.3 Влияние эмоций на психические процессы
- Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка дошкольника
- 2.2 Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте
- Глава 3. Диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста
- 3.1 Методики диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- 3.2 Программа работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - аффективной сфере "В мире чувств"
- Заключение
- Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования
- Тема 5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема п. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
- Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- 3.4. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- 61.Учитель в дошкольном учреждении.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста