Введение
Актуальность исследования. В настоящее время наше общее то начинает все больше и больше понимать, что основы психического здоровья закладываются в детстве, но вместе с тем, утверждать о полном благополучии нельзя.
Родителям, педагогам не хватает психологических знаний, психологам - практических навыков. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.
Среди причин этого: аномальное, травматическое течение родов, биологически и социально незрелые родители; низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определенного числа взрослых - родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки, раннее начало обучения, усложнение учебных требований и т.д.
За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Все эти факторы, по отдельности и вместе, могут способствовать развитию нервно-психических расстройств и нарушений у детей.
Проблема формирования гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно с дошкольного возраста закладываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому ребенку.
Воспитание ребенка в коллективе - важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка и раскрытие его внутреннего богатства. При формировании детского коллектива, воспитании у ребенка чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но для того чтобы не только иметь достаточно полную картину особенностей поведения, но и вскрыть психологические обоснования того или иного поведения, необходимо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе сверстников.
Цель исследования: изучить психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть сущность и значение эмоций.
3. Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольников.
4. Изучить подходы к классификации эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.
5. Рассмотреть методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника.
6. Разработать упражнения и игры по развитию эмоциональной сферы у детей.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении.
Методологической основой и теоретической базой явились работы М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещеряковой, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина, которые рассматривали общение ребенка и развитие ребенка.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций и упражнений для развития эмоциональной сферы детей дошкольников.
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы
- 1.1 Эмоции и чувства
- 1.2 Классификация основных эмоций
- 1.3 Влияние эмоций на психические процессы
- Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка дошкольника
- 2.2 Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте
- Глава 3. Диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста
- 3.1 Методики диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- 3.2 Программа работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - аффективной сфере "В мире чувств"
- Заключение