logo search
агрессия

Методика коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте

Формы коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:        

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред .

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести»[23, с. 65].

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом [3, с. 133].

Ведите детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами [28, с. 54].

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых  

Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности [17, с. 54].

Прежде всего, психологу и педагогу необходимо исследовать отношения в системах «подросток-подросток», «подросток-педагог», «подросток-группа сверстников». Это позволит выделить большую группу респондентов, объединенных спецификой условий жизни, семейного положения, экономического положения. Однако анализ психолого-педагогической и медико-социальной литературы свидетельствует, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они лишь создают условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно [10, с. 25].

Первый модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере «педагог-воспитанники»  и осуществлялся как способ общения педагога и учащихся по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем подростка, совместному проектированию возможного выхода из них. Это становилось возможным в силу того, что педагог, с одной стороны, является транслятором (инициатором) культурной нормы открытых, доверительных, партнерских  взаимоотношений между взрослым и подростком. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает подростку развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношений к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь.Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог-воспитанники» может выступать как средство коррекции агрессивного поведения подростка при соблюдении ряда условий: 1) наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному подростку; 2) определённом уровне психолого-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности;  3) владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие  становится возможным;   4) ответном устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.

Второй модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере «педагоги-родители». Организация данной сферы педагогического взаимодействия вызвана важностью семейного воспитания. Многочисленные научные данные свидетельствуют, что важным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба из родителей постоянно наказывают подростка, это может стать решающим фактором для проявлений агрессии.

Не менее важным фактором агрессивного поведения является несогласованность в требованиях к подростку со стороны родителей. Если подходы отца и матери в требованиях к подростку и в методах воспитания сильно отличаются, или если один из родителей или оба непоследовательны в этих вопросах, у подростка не возникает четкого понимания норм поведения, следствием чего часто выступает агрессия.

Третий модуль педагогической системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальных сферах «подросток-подросток», «подросток-группа подростков», «подросток-взрослые» и строится как поэтапная подготовка подростка к адаптации в школе как новом социуме. Вхождение подростка в мир взрослых как новую социальную ситуацию требует  от  него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности,  приобретения новых  навыков. И все это происходит на фоне того, что у каждого  подростка в силу особенностей его развития повышается  социально-психологическая  напряженность.  Это отражается  не  только  на  физическом  здоровье,  но и на поведении подростка. В  подростковом  возрасте  чувство  ответственности  за  себя  начинает  интенсивно  развиваться  под  влиянием разнообразного общения. По  мере  развития  ответственности  у  подростка  появляется  возможность  оценивать  свои  отдельные  поступки  и  поведение  в  целом  как  хорошее  или  плохое.

Подросток,  взаимодействуя  с  хорошо  знакомыми  сверстниками,  может  самостоятельно  выбирать  способы  правильного  поведения,  отстаивать  свое  мнение,  брать  на  себя  ответственность  за  свою  позицию  и  проявлять  независимость  при  провоцирующем  воздействии  сверстников.  Однако,этонепостоянная  линия  поведения  подростка,  а  возможность,  проявляющаяся  лишь  в  неких  частных  случаях. Если же в сфере общения со сверстниками подросток не находит полной или частичной реализации, это может стать фактором, провоцирующим агрессивное поведение