logo search
В помощь руководителю вол отряда

Психологические особенности подростка

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – это выделенная по каким-то параметрам и качествам группа людей, на которую направлено внимание различных организацией адресован какой-нибудь вид деятельности, продукции.

Почему ПОДРОСТКИ – целевая группа многих профилактических программ? Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в толпу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает, как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.

При работе с данной возрастной группой следует учитывать то, что именно в возрасте 13 - 15 лет начинают происходить «сдвиги» и «бури» в физиологии человека.

Что мне нужно знать о физиологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?

Физиологические изменения, происходящие в головном мозге

Как они проявляются в поведении подростка

Как это я учитываю при проведении тренинга

Сокращается период активности доминирующего центра коры

Неустойчивое, непродолжительное внимание

1.Лекционные блоки делаю не более 20 минут, после чего – игры, упражнения.

2. Планируя тренинг, я подбираю разные методы его проведения: лекции (необходимый минимум), в остальное время – беседы, дискуссии, игры, самостоятельная работа в микрогруппах.

Ухудшается способность к дифференцировке

Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации

  1. Я использую больше ярких, понятных примеров и фактов.

  2. По поводу проведения семинара я постоянно проверяю, правильно ли меня поняли участники, с помощью вопросов, анкет, игр.

  3. Я неоднократно излагаю сложный материал, использую разнообразные методы.

Например: Я рассказываю о строении вируса; я рисую его схему на доске или ватмане; я показываю его фотографию; я провожу соответствующую игру; я стараюсь получить обратную связь; я даю анкету, чтобы проверить усвоение информации

Увеличивается латентный период рефлекторных реакций

Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание

Я не тороплю. Учитываю эту особенность при планировании времени для тренинга.

Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры.

Он плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций

Я отношусь к проявлению эмоций с пониманием. Не оцениваю. Не «заражаюсь» отрицательными эмоциями. В конфликтных ситуациях переключаю внимание на что-либо другое. Использую эту особенность в качестве «эмоционального якоря» при усвоении информации. Например: в игре «Степной огонь» подросток переживает очень сильные эмоции, что позволяет осознать ему проблему как значимую для себя.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы

Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание аудиальной (словесной) информации

Не тороплю. Подсказываю необходимые слова. Рассказывая, использую визуальные материалы, записываю ключевые слова, рисую. Рассказываю эмоционально, с яркими примерами.

Что важно знать о психологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?

Психологические особенности подростков

Как они проявляются в поведении подростка

Как учитываю при проведении тренинга

1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей.

Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление.

-я избегаю оценок, говорю только о себе, своих чувствах;

-принимаю подростков такими, какие они есть;

-даю возможность высказаться каждому;

-поддерживаю инициативу

2.Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность

В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.

-использую демократический стиль руководства;

-даю участникам право свободно высказывать свои мысли, говорить о своих чувствах;

-занимаю равную позицию по отношению ко всем участникам;

-отказываюсь от менторского тона, запретов, нотаций

3.Потребность в доверительном общении

Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.

-общаюсь с участниками на равных, но не допускаю панибратства;

  • обращаюсь лично к каждому;

  • придерживаюсь правила конфиденциальности и правил групповой работы.

4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым.

Часто избегают общения из страха «не понравиться», поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения.

  • я не только поощряю, но и способствую неформальному общению между участниками группы;

  • поддерживаю, подбадриваю неуверенных в себе;

  • в план тренинга ввожу дискуссии о любви и дружбе.

5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами

Может быть ярко выражено стремление к эпатажности. Приукрашиванию своих «подвигов», как социально – приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

  • я разбиваю «могучие кучки» (например, делю группу на пары так, чтобы в одной паре оказался участник «могучей кучки» и участник, в нее не входящий);

  • могу дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы (например, прошу провести социологический опрос);

  • если реальные или надуманные различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсуждаю этот момент с группой.

6. Склонность к риску, острым ощущениям.

Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности.

  • использую упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения и в ситуациях снятия стресса;

  • демонстрирую уверенное, спокойное поведение.

7. Подверженность влиянию со стороны сверстников.

Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной», могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений.

  • я использую ролевые игры, направленные на выработку навыков принятия самостоятельных решений и умения сказать «НЕТ»;

  • поощряю желание участников группы делиться полученной на тренинге информацией со своими сверстниками.

8.Низкая устойчивость к стрессам.

Могут действовать не обдуманно, вести себя неадекватно.

- провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях.

Почему же подростковый возраст связан с таким количеством трудностей и проблем? Почему именно подросток, сталкиваясь с «черными» сторонами жизни, чаще всего оказывается в критической ситуации и страдает от нее гораздо сильнее взрослых? Остановимся на особенностях подросткового возраста, которые смогут помочь в объяснении этого факта.

Идеалистический бунт – в подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают «по-взрослому» рассуждать и анализировать окружающую действительность. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развито. Они хотят видеть мир «идеальным», а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу – бунт. Например, подросток может стать «защитником угнетенных».

«Лицемерие» - у подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять и анализировать действительность часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания со взрослыми попросту невозможно. Поэтому иногда подросткам кажется, что проще научиться казаться таким, каким тебя хотят видеть учителя и родители, на словах соглашаться с их аргументами и следовать их указаниям, а делать при этом то, что подсказывают собственное видение окружающего мира и собственные желания.

Кризис креативности – принято считать, что подростки менее креативны, чем дети (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей; напротив, их потенциальные возможности стали гораздо выше. Снижение креативности связано с тем, что подростки испытывают сильное давление со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна их основных причин кризиса креативности – подавление индивидуальности.

Эгоцентризм – у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занятыми самоанализом.

Почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступления перед «воображаемой аудиторией». Их преследует ощущение, что это аудитория постоянно «наблюдает» за ними, и им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Часто из-за этого подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственного бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить только у других, а у них самих - не в коем случае. Даже попытку суицида подростки часто из-за этого не связывают с реальной возможностью умереть.

Способность принимать решения – подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. Теоретически, он знает из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения, и чтобы их научили это делать. Взрослым следует осознать одну особенность. В зависимости от ситуации подросток может манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях он будет отстаивать право самостоятельно решать, что ему делать, а в других – полностью слагать с себя ответственность за свои поступки, объясняя, что еще слишком мал.

Я – концепция – в процессе накопления подростком жизненного опыта его теория самого себя (Я – концепция) становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее «на практике», чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями не разочаровываться понапрасну. Юность – не только период физического становления, но и уникальный этап построения жизнеспособной теории самого себя. Образ «Я» в юности еще не полностью устоялся, хотя уже хорошо видны направления его развития и некоторые постоянные качества. По мере взросления характерные черты становятся более устойчивыми. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный образ «Я» – не простая задача. Эту задачу необходимо решать, потому, что Я – концепция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяют предпочтительные для подростка формы поведения.

Подростковая субкультура – считается, что подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Это целый мир со своим собственным языком, модой и что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.

Принадлежность к группе – по мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим для того, чтобы добиться признания группы, необходимо быть в чем-то лучшим (положим, подросток вступил в какой-то «крутой» клуб или пришел в сверхмодной одежде). После того, как подросток вошел в группу, он включается в постоянное соревнование – кто «круче». Хорошо, если личные качества (черты характера, умение дружить, манера поведения) являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план – над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой.

То есть, один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, - культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение и зависть других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.