Психологические особенности подростка
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – это выделенная по каким-то параметрам и качествам группа людей, на которую направлено внимание различных организацией адресован какой-нибудь вид деятельности, продукции.
Почему ПОДРОСТКИ – целевая группа многих профилактических программ? Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в толпу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает, как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.
При работе с данной возрастной группой следует учитывать то, что именно в возрасте 13 - 15 лет начинают происходить «сдвиги» и «бури» в физиологии человека.
Что мне нужно знать о физиологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?
Физиологические изменения, происходящие в головном мозге | Как они проявляются в поведении подростка | Как это я учитываю при проведении тренинга |
Сокращается период активности доминирующего центра коры | Неустойчивое, непродолжительное внимание | 1.Лекционные блоки делаю не более 20 минут, после чего – игры, упражнения. 2. Планируя тренинг, я подбираю разные методы его проведения: лекции (необходимый минимум), в остальное время – беседы, дискуссии, игры, самостоятельная работа в микрогруппах. |
Ухудшается способность к дифференцировке |
Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации |
Например: Я рассказываю о строении вируса; я рисую его схему на доске или ватмане; я показываю его фотографию; я провожу соответствующую игру; я стараюсь получить обратную связь; я даю анкету, чтобы проверить усвоение информации |
Увеличивается латентный период рефлекторных реакций | Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание | Я не тороплю. Учитываю эту особенность при планировании времени для тренинга. |
Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры.
|
Он плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций | Я отношусь к проявлению эмоций с пониманием. Не оцениваю. Не «заражаюсь» отрицательными эмоциями. В конфликтных ситуациях переключаю внимание на что-либо другое. Использую эту особенность в качестве «эмоционального якоря» при усвоении информации. Например: в игре «Степной огонь» подросток переживает очень сильные эмоции, что позволяет осознать ему проблему как значимую для себя.
|
Ослабляется деятельность второй сигнальной системы | Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание аудиальной (словесной) информации | Не тороплю. Подсказываю необходимые слова. Рассказывая, использую визуальные материалы, записываю ключевые слова, рисую. Рассказываю эмоционально, с яркими примерами. |
Что важно знать о психологии подростка, для того чтобы эффективно провести тренинг?
Психологические особенности подростков | Как они проявляются в поведении подростка | Как учитываю при проведении тренинга |
1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. | Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. | -я избегаю оценок, говорю только о себе, своих чувствах; -принимаю подростков такими, какие они есть; -даю возможность высказаться каждому; -поддерживаю инициативу |
2.Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность | В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. | -использую демократический стиль руководства; -даю участникам право свободно высказывать свои мысли, говорить о своих чувствах; -занимаю равную позицию по отношению ко всем участникам; -отказываюсь от менторского тона, запретов, нотаций |
3.Потребность в доверительном общении | Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав. | -общаюсь с участниками на равных, но не допускаю панибратства;
|
4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. | Часто избегают общения из страха «не понравиться», поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения. |
|
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами | Может быть ярко выражено стремление к эпатажности. Приукрашиванию своих «подвигов», как социально – приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. |
|
6. Склонность к риску, острым ощущениям. | Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности. |
|
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников. | Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной», могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений. |
|
8.Низкая устойчивость к стрессам. | Могут действовать не обдуманно, вести себя неадекватно. | - провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях. |
Почему же подростковый возраст связан с таким количеством трудностей и проблем? Почему именно подросток, сталкиваясь с «черными» сторонами жизни, чаще всего оказывается в критической ситуации и страдает от нее гораздо сильнее взрослых? Остановимся на особенностях подросткового возраста, которые смогут помочь в объяснении этого факта.
Идеалистический бунт – в подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают «по-взрослому» рассуждать и анализировать окружающую действительность. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развито. Они хотят видеть мир «идеальным», а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу – бунт. Например, подросток может стать «защитником угнетенных».
«Лицемерие» - у подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять и анализировать действительность часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания со взрослыми попросту невозможно. Поэтому иногда подросткам кажется, что проще научиться казаться таким, каким тебя хотят видеть учителя и родители, на словах соглашаться с их аргументами и следовать их указаниям, а делать при этом то, что подсказывают собственное видение окружающего мира и собственные желания.
Кризис креативности – принято считать, что подростки менее креативны, чем дети (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей; напротив, их потенциальные возможности стали гораздо выше. Снижение креативности связано с тем, что подростки испытывают сильное давление со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна их основных причин кризиса креативности – подавление индивидуальности.
Эгоцентризм – у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занятыми самоанализом.
Почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступления перед «воображаемой аудиторией». Их преследует ощущение, что это аудитория постоянно «наблюдает» за ними, и им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Часто из-за этого подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственного бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить только у других, а у них самих - не в коем случае. Даже попытку суицида подростки часто из-за этого не связывают с реальной возможностью умереть.
Способность принимать решения – подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. Теоретически, он знает из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения, и чтобы их научили это делать. Взрослым следует осознать одну особенность. В зависимости от ситуации подросток может манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях он будет отстаивать право самостоятельно решать, что ему делать, а в других – полностью слагать с себя ответственность за свои поступки, объясняя, что еще слишком мал.
Я – концепция – в процессе накопления подростком жизненного опыта его теория самого себя (Я – концепция) становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее «на практике», чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями не разочаровываться понапрасну. Юность – не только период физического становления, но и уникальный этап построения жизнеспособной теории самого себя. Образ «Я» в юности еще не полностью устоялся, хотя уже хорошо видны направления его развития и некоторые постоянные качества. По мере взросления характерные черты становятся более устойчивыми. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный образ «Я» – не простая задача. Эту задачу необходимо решать, потому, что Я – концепция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяют предпочтительные для подростка формы поведения.
Подростковая субкультура – считается, что подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Это целый мир со своим собственным языком, модой и что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние взрослым.
Принадлежность к группе – по мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим для того, чтобы добиться признания группы, необходимо быть в чем-то лучшим (положим, подросток вступил в какой-то «крутой» клуб или пришел в сверхмодной одежде). После того, как подросток вошел в группу, он включается в постоянное соревнование – кто «круче». Хорошо, если личные качества (черты характера, умение дружить, манера поведения) являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план – над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой.
То есть, один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, - культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение и зависть других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.
- Основные принципы движения добровольцев
- Декларация
- Феномен волонтерства в современной россии
- О волонтерстве …
- Огранизация работы добровольческой службы
- Самая важная
- Порядок проведения
- Идеи разнообразных акций помощи обществу силами молодежи Что можно сделать, чтобы помочь инвалидам
- Что можно сделать, чтобы помочь школе
- Что можно сделать полезного для общества в целом
- Формирование команды
- Игры, иллюстрирующие идею «Работа на общий результат вместо индивидуализма»
- Главные дела жизни
- Сюжет первый. «Построить дом»
- Сюжет второй. «Посадить дерево»
- Сюжет третий. «Вырастить сына»
- Игры, иллюстрирующие идею «ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения»
- Сюжет четвертый. «Величественное имя»
- Психологические особенности подростка
- Популярные мифы о подростках.