Огранизация работы добровольческой службы
(структура службы, привлечение, набор и отбор добровольцев, планирование деятельности и распределение ответственности, поддержание позитивной мотивации у волонтеров, выбор форм и методов работы)
Существует несколько форм организации добровольческих служб в зависимости от конкретных условий и возможностей: такая служба может быть составной частью деятельности какой-либо общественной организации, может быть самостоятельным общественным объединением, добровольцы могут также работать на общественных началах от любой другой организации.
Руководитель волонтерской службы – куратор обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает людей для кураторской работы и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров по различным направлениям, обеспечивает связь с общественностью, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями. Он организует социальный маркетинг, получает заказы от учебных заведений и других организаций, осуществляет стратегическое планирование деятельности службы.
Кураторы-психологи помогают волонтерам эффективно организовывать свою деятельность, а также оказывают им психологическую и моральную поддержку. Помимо текущей работы кураторы-психологи проводят отборочные и тренинговые занятия, балинтовские группы и группы личностного роста, индивидуальное психологическое консультирование добровольцев.
Работающие волонтеры – это действующие подростки, которые прошли отбор, тренинговую подготовку и стажировку под руководством куратора и других опытных волонтеров. Ребята сами определяют для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься. Для кого-то наиболее привлекательна групповая работа со сверстниками, кому-то больше по душе участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий (акции, шествия и т.д.), кто-то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропагандой наркотиков или какой-то другой деятельностью.
При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе. Другими словами, определять идеологию волонтерства.
Принципы, на которых должна строится добровольческая служба или организация, посвящающая свою деятельность борьбе с распространением наркомании, отличаются от традиционных идей общественных организаций типа комсомола. Среди этих принципов можно выделить следующие:
аполитичность;
открытость и доступность;
ориентация на социальное партнерство с другими общественными организациями, государственным и коммерческим секторами;
возможность привлечения добровольцев по различным каналам, отсутствие какого-либо формального членства. В этом смысле волонтером может быть любой подросток или молодой человек, так или иначе проявивший интерес к деятельности организации и желающий внести свой посильный вклад;
конфиденциальность, обеспечивающая безопасность как самого волонтера, так и тех, с кем он работает.
Говоря о наборе волонтеров, необходимо иметь в виду местные особенности. Можно определить следующие возможные источники пополнения рядов добровольцев:
обычные подростки, узнавшие об организации из средств массовой информации и других источников;
ребята, с которыми волонтеры проводили занятия или организовывали встречи;
студенты, чей профессиональный выбор связан с социальной работой или педагогикой.
Организуя набор через средства массовой информации или по каким-либо другим каналам, необходимо достаточно просто и в то же время максимально полно представить информацию о деятельности волонтерской службы, а также предусмотреть ответы на наиболее типичные в таких случаях вопросы:
-Какие качества нужны для этой работы?
Пример ответа:
« Нам требуются обычные дружелюбные люди 14-20 лет, которые не боятся столкнуться с чужими эмоциональными переживаниями и которым можем довериться в плане строгой конфиденциальности. Нам обычно не хватает людей, которые располагают свободным временем в течение дня».
-Как будет проводиться отбор?
Пример ответа:
«Вас ожидает неформальный и дружелюбный разговор с работающими волонтерами и взрослыми-кураторами волонтерской службы. Они попросят Вас рассказать о себе и Вашем жизненном опыте. У Вас тоже будет возможность задать вопросы. Затем Вас могут пригласить на отборочные занятия».
-У меня тоже в жизни были неприятности из-за наркотиков (алкоголя). Вы меня примете?
Пример ответа:
« Ваш собственный опыт мог способствовать развитию у Вас сострадания к людям и ответственности за свой жизненный выбор, но мог сделать Вас и слишком уязвимым. Все зависит от того, как Вы справились со своими проблемами и как они на Вас повлияли ».
-Принимаете ли вы всех желающих ?
Пример ответа:
«Нет, и это вовсе не значит, что, если Вас не приняли, мы Вас считаем человеком второго сорта. Просто деятельность нашей организации не совсем соответствует вашим особенностям и способностям (или ваше время еще не пришло)».
-В чем заключается обучение?
Пример ответа:
«Наше обучение направлено на знакомство с психологическими аспектами нарко- и алкогольной зависимости и овладение навыками и умениями для проведения различных форм профилактической работы (организация дискуссий, подготовка наглядных материалов, ведение бесед и групповых занятий с подростками и др.) ».
-Каким временем нужно располагать, чтобы работать волонтером?
Пример ответа:
«Наши волонтеры обычно тратят 4-5 часов в неделю своего личного времени на работу в службе. Кроме того, мы собираемся ежемесячно на «посиделки» для того, чтобы обсудить планы и неформально пообщаться. В течение полутора месяцев необходимо будет пройти обучение, для чего Вам придется пройти 40 часов регулярных занятий».
Организуя набор и отбор добровольцев, необходимо учитывать мотивации, побуждающие людей заниматься волонтерской деятельностью. По исследованиям Московского дома Милосердия, среди московских добровольцев можно выделить следующие важнейшие мотивации (по книге «Добровольцы в вашей организации»,МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», Новосибирск, 1997 г.):
быть социально полезным –89%
способствовать изменениям в обществе – 50 %
самореализация – 36 %
поиск единомышленников – 36 %
из чувства долга за полученную в прошлом помощь – 19 %
интересно провести досуг – 10 %
решить собственные проблемы – 10 %
Эта мотивация, а так же то, насколько побуждения кандидата относятся с целями и ценностями добровольческой службы, выясняется в ходе отборочных занятий. Это 2-3 занятия по 3-4 академических часа, построенные таким образом, чтобы в ходе выполнения упражнений каждый кандидат проявил свои качества и навыки общения.
Примеры отборочных упражнений:
Ромб из 9 карточек.
Цель упражнения:
Указать кандидатам на существующие у них представления относительно того, какими качествами и взглядами должны обладать люди, занимающиеся профилактикой наркомании и алкоголизма.
Показать, как отдельные кандидаты работают в группе.
Кандидаты работают в малых группах. Каждой из групп раздаются по набору из 9 карточек, на каждой из которых написано слово или фраза, указывающие на качество, взгляд или способность, которые могли бы расцениваться как необходимые в работе волонтера.
Некоторые варианты карточек:
Психологическое образование;
Способность давать хорошие советы;
Знание служб, в которые можно обратиться за помощью;
Способность оставаться спокойным;
Отсутствие наркотического опыта;
Знание самого себя;
Искренность;
Личный опыт переживания наркотических или алкогольных проблем;
Чувство юмора.
Каждая группа должна разложить эти карточки на полу или на столе в следующем порядке:
- Основные принципы движения добровольцев
- Декларация
- Феномен волонтерства в современной россии
- О волонтерстве …
- Огранизация работы добровольческой службы
- Самая важная
- Порядок проведения
- Идеи разнообразных акций помощи обществу силами молодежи Что можно сделать, чтобы помочь инвалидам
- Что можно сделать, чтобы помочь школе
- Что можно сделать полезного для общества в целом
- Формирование команды
- Игры, иллюстрирующие идею «Работа на общий результат вместо индивидуализма»
- Главные дела жизни
- Сюжет первый. «Построить дом»
- Сюжет второй. «Посадить дерево»
- Сюжет третий. «Вырастить сына»
- Игры, иллюстрирующие идею «ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения»
- Сюжет четвертый. «Величественное имя»
- Психологические особенности подростка
- Популярные мифы о подростках.