12.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
1)Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. (С.Розенцвейг) 2)Фрустрация – сост. человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
Теория фрустрации С.Розенцвейга: В ситуации фрустрации он рассматривал 3 уровня психологической защиты организма – клеточный(иммунологический) уровень(психобиологическая защита основана на действии фагоцитов, антител кожи…,-защита организма от инфекционных воздействий). –автономный уровень(уровень немедленной необходимости –защищает организм в целом от общих физических агрессий. В психологическом плане соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменениям типа «стресса»). - Высший кортикальный уровень(защита «я») защита личности против психологической агрессии. Уровень, включающий главным образом теорию фрустрации. В широком смысле теория фрустрации по Розенцвейгу покрывает все 3 уровня и все они взаимно проникают друг в друга.
Розенцвейг различает 2 типа фрустраций: Первичная фрустрация или лишение(образуется в случае если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность, например голод, вызываемый длительным голоданием. Вторичная фрустрация, характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности. Большинство экспериментальных исследований основано на вторичной фрустрации и данное определение фрустрации относится к ней. Пример вторичной фрустрации: субъект, голодая, не может поесть, поскольку ему мешает приход посетителя.
Рассматривая пресеченные потребности, можно различать 2 типа реакций: реакция продолжения потребности – возникает постоянно после каждой фрустрации, реакция защиты «я» - этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом, возникает только в особых случаях угрозы личности.
Реакцию фрустрации можно рассматривать с т. зрения их прямоты: Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фрустрирующей ситуацией и остается продолжением начальных потребностей. Реакции непрямые, где ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.
С точки зрения адекватности реакции: Всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Реакции адекватны в той мере, в которой они представляют прогрессивные тенденции личности скорее, чем регрессивные. В ответах продолжения потребностей можно различать 2 крайних типа: Адаптивна персистенция – поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям, неадаптивная персистенция – поведение повторяется неопределенно и глупо.
В ответах защиты «я» также выделяют 2 типа: Адаптивный ответ – ответ существующими обстоятельствами оправдан(например индивид не обладает определенными способностями и проваливается в своем предприятии, если он обвиняет в провале себя – ответ адаптивен.), неадаптивный ответ – ответ неоправдан существующими обстоятельствами(например индивид обвиняет себя в провале , вызванном на самом деле ошибками других людей.).
Розенцвейг выделяет 3 типа фрустраторов: лишения(отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности) – бывают двух типов: внутренние(человек чувствует влечение к женщине, но осознает что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность) и внешние(фрустратор находится вне самого человека – человек голоден, а пищу достать не может), потери – внутренние(Самсон, теряющий волосы в которых по легенде заключена его сила) и внешние(смерть близкого человека, потеря жилища), конфликт – внешний(человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу) и внутренний(человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру).
Один и тот же фрустратор может вызвать у разных людей разную реакцию (индивидуальные особенности субъекта). Наряду со стеническими проявлениями фрустрации существуют и астенические реакции – депрессивные состояния. Для депрессивных состояний типичны чувство печали, неуверенности, бессилие, иногда отчаяние. Особая разновидность депрессии – оцепенение (временная скованность и апатия). Регрессия как одна из форм проявления фрустрации – это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации. Фрустрации различаются не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть продолжительными настроениями.
Фрустрация как психическое состояние может быть: 1)типичной для характера человека, 2)нетипичной, но выражающей начало возникновение новых черт характера, 3)эпизодической, переходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека не уверенного в себе).
Концепция Розенцвейга: фрустрационная толерантность или устройчивость к фрустрирующим ситуациям – определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации т.е. не прибегая к формам неадекватных ответов. На основе теории Розенцвейга в 1944 году был создан тест «рисуночной ассоциации» или «тест фрустрационных реакций». Тест напоминает ТАТ, тем, что использует картинки в качестве стимульного матерьяла, но в отличае от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и употребляются для того чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Матерьял теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева изображен персонаж, описывающий (в квадрате над ним) ситуацию фрустрации другого персонажа или его собственную, а с права персонаж имеет над собой пустой квадрат в который должен вписать свой ответ испытуемый.
Интерпретация или диагностика: К достоинствам методики С.Розенцвейга относится высокая ретестовая надежность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели и соответствие их стандартным нормативам группы. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические характеристики поведения: высокая экстрапунитивность в тесте – связано с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью, повышенный показатель интропунитивности – указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта(у больных с астеническим синдромом этот показатель особенно завышен).
- Ответы 2 семестр
- 1.Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии (по ст. В.В.Петухова в Хр.По общей пс., т.2)
- Тема 2. Проблема личности в психологии 2.1. Личность как психологический феномен
- 2.2. Психологические теории личности
- 4.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 5.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 6.Виды и функции эмоций.
- 7. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 8. Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 9.Теории эмоций в отечественной психологии.
- 10.Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 11.Тревога и тревожность.
- 12.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 13.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 14.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 15. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 16. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 17. Волевая регуляция
- 18. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 19.Мотив аффилиации и мотив власти
- 20.Агрессия и агрессивное поведение