16. Потребность и мотив в теории деятельности.
По Леонтьеву
Потребности
Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее. Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются произ- водными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).
Мотивы
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане-мы называем мотивом деятельности.
- Ответы 2 семестр
- 1.Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Проблема личности в психологии (по ст. В.В.Петухова в Хр.По общей пс., т.2)
- Тема 2. Проблема личности в психологии 2.1. Личность как психологический феномен
- 2.2. Психологические теории личности
- 4.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы.
- 5.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.
- 6.Виды и функции эмоций.
- 7. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.
- 8. Теории эмоций в зарубежной психологии.
- 9.Теории эмоций в отечественной психологии.
- 10.Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность.
- 11.Тревога и тревожность.
- 12.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.
- 13.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей.
- 14.Теории мотивации в зарубежной психологии.
- 15. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии.
- 16. Потребность и мотив в теории деятельности.
- 17. Волевая регуляция
- 18. Мотив достижения. Уровень притязаний.
- 19.Мотив аффилиации и мотив власти
- 20.Агрессия и агрессивное поведение