logo search
Методичка часть 2 (по разделу 3)

Вопрос 3. Методы вербовки в тоталитарную секту.

Присоединение к секте чаще всего происходит посредством индивидуального контакта со специально подготовленными вербовщиками, которые приводят новичков, используя набор приемов, как известный Крысолов уводил детей своей дудочкой.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

  1. Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

  2. Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

  3. Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.

  4. Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Если предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт.

Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

Для неинформированного человека вербовщики кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение - быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим "вложения", на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе.

При вербовке в тоталитарные секты применяются самые, что называется, «грязные технологии»:

а) Основной из них является прямая дезинформация вербуемого: ему в зависимости от ситуации могут сообщить любые сведения о секте (чаще всего вымышленные) с единственной целью – заинтересовать, заставить его ходить на «семинары» (собрания, радения и т.п.).

б) «Нога в двери» - в этом особенно преуспели сайентологи. Например, они часто рассылают так называемый Оксфордский тест (и здесь ложь – никакого отношения ни к Оксфордскому университету, ни вообще к Оксфорду он не имеет). Там предлагается ответить на огромный перечень вопросов, в том числе и весьма личных. Людям, заполнившим тест, сайентологи тут же ясно покажут, что вы имеете проблемы в сфере общения, и предложат вам за умеренную плату пройти специальные курсы. Когда же вы их прошли, то оказывается, что вы еще ничего не достигли, и если вы не хотите, чтобы все ваши вложенные усилия и деньги пропали даром, надо заплатить за следующий курс… Тут срабатывает следующий прием:

в) Сектами также широко практикуется вовлечение людей в какую-либо внешне совершенно нейтральную деятельность, чаще всего – организация «просветительских» кружков, клубов восточных единоборств.

г) Очень тонкая технология вовлечения – использование своего имиджа и представительности. Ее имеют возможность применять далеко не все секты, но лидируют здесь опять сайентологи. Когда на предприятие, находящееся не в лучшем состоянии, приходит солидный джентльмен, называет себя представителем «всемирно известного Хаббард-колледжа», утверждает, что услугами его корпорации пользуются всемирно известные компании и демонстрирует шикарную полиграфическую продукцию – это производит сильнейшее впечатление. Деньги за предлагаемые курсы платятся, естественно, вперед, и затем действует уже приводимая выше схема.

Секты, стремясь заполучить адептов на свои коллективные мероприятия, приглашают на: семинары, собрания, службы, на бесплатные медитации или концерты «духовной музыки», на семинары по менеджменту, собрания «Федерации семей за мир во всем мире», семинары по проблемам семьи и «философии Истинной Любви», на курсы иностранного языка и т.п. Примеры можно продолжать, но смысл их один - в группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, легче незаметно им манипулировать.