Феномен волонтерства в современной россии
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и волонтерском уровнях. К последнему относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных людей и социальной практики в целом. В XX столетии во многих странах широко распространяются различные формы волонтерства в социальной работе. Да и первоначально социальная работа возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной, прежде всего на эмоционально - личностном отношении к нуждающимся в помощи.
В России, принимая во внимание экономическое, политическое и морально-психологическое состояние общества, важной задачей является интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и волонтерской социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.
Развитый институт добровольничества (волонтерства) является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социальной системы. Член общественного объединения социальной направленности по сути является волонтером, так же, как и люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью.
Целью неправительственного (общественного) сектора является достижение уровня достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распространении материальных благ, общественный контроль за соблюдением государственных законов. Общественные объединения осуществляют связь между личностью и государством, между сферой частной жизни индивидуума и общественной сферой. При этом общественные объединения работают гласно, то есть каждый его участник имеет право открыто обсуждать возникающие проблемы, вступать в защиту общих интересов, обращаться к общественному мнению через средства массовой информации.
Участие в социально ценной волонтерской (добровольнической) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности.
В современной России создано достаточно много общественных объединений разного уровня: от общероссийского до местного (муниципального). Все зарегистрированные общественные объединений существуют в правовом поле Федерального Закона «Об общественных объединениях» 1995 года. Есть много общего, что объединяет все общественные объединения. Как правило, это целенаправленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправление, отсутствие жестокой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не только членам своих объединений, но и окружающим.
Грантом финансовой стабильности деятельности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка. Например, Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предполагает:
1. Предоставление субсидий на организационную деятельность и дотаций на
реализацию программ (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.;
2. Наделение правом пользования государственным имуществом, предоставление
налоговых льгот;
3. Полное или частичное освобождение от платы за услуги государственных
предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вкладывающим деньги в деятельность детско-молодежных общественных объединений;
4. Выделение помещений для работы. Поддержка оказывается не
управленческому аппарату объединения, а в целях реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льготам для общественных объединений.
Есть еще частные пожертвования общественным объединениям - это денежные суммы:
- собираемые объединениями на своих мероприятиях, в общественном транспорте, на улице (в коробки, вскрываемые по специальной процедуре с составлением официального протокола);
- отчисляемые из зарплаты и собственных сбережений жертвователей на расчетные счета или адреса объединений (с получением полного отчета об их использовании);
- от бизнесменов, банкиров, коммерческих структур.
Некоторые общественные объединения для расширения сферы своей деятельности, внедрения новых идей, обеспечения оплаты аренды помещений, коммунальных услуг и др. используют в своей практике создание малых коммерческих предприятий или предоставление своих услуг на платной основе. Обычно в этих «производствах» заняты сами волонтеры и члены их семей: многодетные и безработные родители, инвалиды и пенсионеры. Сделать нуждающихся в помощи полноправными участниками и организаторами деятельности - одна из основных задач общественного объединения.
Зарубежная помощь оказывается общественным объединениям в виде:
- грантов (финансирование или предоставление оборудования) на программы;
- разработки совместных проектов;
- консультирования и обучения актива;
- возможности обмена опытом.
Мотивация волонтера как субъекта общественно полезной деятельности имеет широкий диапазон: от религиозных мотивов до корыстных. Понятно, что это полярные границы мотивации. В целом же можно говорить об осознанном желании улучшения жизни, социальной зрелости и ответственности, духовных потребностях и нравственных императивах, поиска гармонии в сопряжении личных и общественных интересов.
Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Постепенно это начинают признавать и в России. С общественными деятелями начинают считаться, их перестают воспринимать как людей со странностями или подозревать в корысти.
Пришло время начать разбираться в психологических и нравственных аспектах современного российского волонтерства, вырабатывать определенные подходы и позиции в вопросе отбора волонтеров, особенно тех из них, кто стремится работать с детьми и молодежью. Ведь недостаток жизненного опыта детей, подростков и молодежи является тем сильным фактором риска, который отсутствует у представителей других социально-демографических групп населения, нуждающихся в социальной заботе и поддержке. В России нет не только правового механизма для отбора волонтеров и лидеров детско-молодежных объединений, но даже не обозначены подходы к проблеме, не обозначена сама проблема, которая на практике является очень острой и болезненной. Попытаемся обозначить проблему и наметить первые подходы к ее решению.
Хорошими социальными волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако тем не менее существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми, как показало исследование, в котором мы опирались на мнения ведущих специалистов в этой области (В.Н.Келасьев, Р.М.Куличенко, Н.Н.Нечаев, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шмелева и др.), являются следующие:
1. Психолого-педагогическая компетентность, определяемая не просто как сумма
знаний, необходимых для оказания помощи и поддержки отдельным лицам, а как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимой от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность.
Прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация, респектабельность, бескорыстие и честность. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения.
Ответственность и самодисциплина.
Глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы.
Наличие качеств личности, позволяющие располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.
В настоящее время актуальным является вопрос о концептуальной и нормативной базе оценки пригодности для волонтерской деятельности.
При отборе волонтеров важны следующие критерии:
1. Достаточная предшествующая подготовка в области гуманитарных и естественных наук, которая имеет непосредственное отношение к развитию навыков социального воздействия, а также сформированный интерес к избранной сфере деятельности.
2. Предварительный опыт работы в качестве добровольца-общественника или оплачиваемого сотрудника с людьми, нуждающимся в социальной помощи. Такой опыт может быть приобретен в самых различных ситуациях, но важно, что волонтер уже проявил искренний интерес к этой деятельности и имеет некоторое представление о том, что он будет делать.
3. Личное обоснование будущим волонтерам:
- причины выбора им именно этой сферы деятельности;
- целей волонтерской деятельности;
- желания работать с притесняемыми и нуждающимися группами населения, людьми разного вероисповедания, представителями меньшинств, людьми, обладающими ограниченными возможностями из-за трудностей психического развития, с инвалидами, с разными возрастными группами и т.д.
4. Рекомендации преподавателей, профессиональных социальных работников, администрации учреждений социальной сферы или других людей, способных дать оценку данному претенденту как потенциальному волонтеру.
5. Наличие сертификатов помощника социального педагога, дипломов, сертификатов участия в различных профессиональных мероприятиях и т.п.
6. Высокие интеллектуальные показатели.
7. Хорошее здоровье и высокие нравственные качества, зрелое мировоззрение, знание и понимание ценностей и трудностей волонтерской деятельности.
Успешная волонтерская деятельность включает овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего развивается чувство «принадлежности к волонтерству». Большое значение для становления и развития волонтера имеет знакомство и усвоение в процессе практического обучения этнических принципов социальной работы, оформленных в мировой практике в виде кодексов профессиональных национальных ассоциаций.
Определяя задачи подготовки социальных волонтеров в ДИМСИ в рамках программы «Школа гражданского общества», мы основывались на профессиональных этических стандартах развитых стран Запада (с учетом особенностей их ментальности), на отечественных разработках этического кодекса социальных педагогов, а также на понимании гуманистической и социокультурной миссии социально-педагогической работы в России, основанной на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины, нравственного самосовершенствования, соответствия средств цели и т.п. Мы определили ожидаемые результаты и затем составили такие требования для волонтеров, которые могли бы стать основой последующей оценки практической деятельности.
Параметры важных для волонтерской деятельности качеств:
Характеристики физического и психического здоровья;
Осознанность выбора:
- интерес к деятельности;
- мотивация в ее получения и совершенствовании в ней;
- альтруизм, желание помогать людям;
- осознание сложности будущей волонтерской деятельности;
- готовность к неудобствам, дискомфорту;
- адекватное знание содержания волонтерской деятельности.
3. Ценностные ориентации личности:
- гуманизм;
- честность;
- порядочность;
- искренность;
- справедливость;
- милосердие.
4. Психологические свойства личности, черты характера:
- эмпатичность;
- настойчивость;
- целеустремленность;
- самодисциплина;
- ответственность;
- смелость;
- самоконтроль;
- оптимизм;
- великодушие;
- одаренность;
- толерантность;
- интеллектуальность;
- аккуратность;
- участливость;
- независимость;
- рациональность;
- вежливость;
- инициативность;
- исполнительность.
Следует заметить, что данный перечень практически повторяется в разных вариациях по итогам опросов и анкетирования социальных педагогов и социальных работников, проводимых разными исследованиями, что совершенно естественно, т.к. речь идет о единой деятельности «социальная работа» в различных модификациях, поэтому требования к личности профессионала и волонтера практически совпадают. Различия лежат в сфере занятости и технологической компетентности, а также в объеме работы.
Набор тестов, анкет, опросников, методик подбирается из числа хорошо известных и широко распространенных в нашей стране и за рубежом, применение которых требует специальных знаний или их предварительной адаптации:
- методика изучения ценностных ориентаций (школа Рокича);
- опросник УСК (уровня субъективного контроля) Роттера;
- методика изучения эмпатии;
- тест социального интеллекта Салливена;
- опросник УВС (уверенности в себе);
- тест Томаса (стиль поведения в ситуациях конфликта);
- 16-факторный личностный опросник Кэттела;
- ММР-1;
- шкала Тейлор и др.
Такая диагностика совмещается с наблюдениями руководителя программы, экспертными оценками в ходе тренингов и семинаров. Проводимая неоднократно, данная диагностика позволяет учитывать темпы формирования умений, навыков и установок по приведенным выше параметрам.
Исследования гуманистических черт характера, мировоззрения, моральных качеств личности - одна из наиболее сложных проблем психолого-педагогической диагностики.
Важные качества личности социального волонтера можно сгруппировать по степени развиваемости, что, как мы считаем, необходимо учитывать в процессе их формирования в практической деятельности и при диагностировании и оценке степени их сформированности:
- формируемые, развиваемые в обучении и деятельности;
- трудно формируемые и медленно развиваемые в обучении и деятельности;
- компенсируемые в индивидуальном стиле деятельности и общения;
- не компенсируемые в индивидуальном стиле деятельности и общения
Противопоказанием для волонтерской социальной работы может быть отсутствие или невыраженность четвертой группы качеств и свойств - тех, которые трудно развить в жизни (обычно такие качества имеют глубинную природную основу) и невозможно компенсировать никакими индивидуальными приемами стиля деятельности и общения либо проявлением других качеств. С нашей точки зрения, к таким свойствам относятся любовь и доверие к людям, доброта, коммуникативность, эмоциональная стабильность, стиль взаимодействия, исключающий агрессивность и доминантность, и некоторые другие. Этот блок качеств специалисты относят к психологическим свойствам личности и чертам характера (IV блок). На диагностику этих характеристик и должен быть направлен отбор. При этом «отсев» может осуществляться только при явных, сильно выраженных проявлениях отрицательных полюсов, указанных свойств (например, злость, агрессивность, корыстность мотивации и т.д.).
Нам представляется полезным провести специальный анализ хотя бы по публикации из опыта социально-педагогической деятельности наиболее ярких характеристик современного российского волонтера и составить типологию и на ее основе обобщенный портрет этого нового субъекта новой отрасли социальной деятельности. Эти вопросы ждут своих исследователей: социологов, психологов, педагогов.
Необходимо также практически решить ряд проблем:
- Обучение волонтеров (взрослых и детей). Определение необходимого образовательного минимума. Проблема стандартизации этого минимума.
- Проблема формирования комплексного диагностического инструментария отбора.
- Введение сертификата волонтера.
- Допуск волонтера к работе с детьми и молодежью только при наличии сертификата.
- Определение правовых аспектов волонтерства путем принятия специального закона.
- Поощрение волонтеров на государственном уровне.
Кто должен возглавить эту работу? Департамент по молодежной политике Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации. Если этого не делать, скандалы неизбежны, а вместе с ними - дискредитация волонтерства как социального феномена. Вот почему идеальный путь - волонтерская деятельность в рамках той или иной программы общественного объединения. Членство в общественном объединении - это буфер между объектом волонтерской деятельности и государством, которое контролирует не волонтера, а объединение. Но сами общественные объединения, должны быть заинтересованы в разработанной системе отбора волонтеров, их обучении и аттестации.
В ДИМСИ мы в миниатюре прошли этот путь или отрабатываем отдельные его этапы. Есть интересный зарубежный опыт. ДИМСИ - это социально-педагогический эксперимент, поставленный в рамках тематики Российской академии образования. Но как любое востребованное жизнью искусственное научное построение. ДИМСИ как общероссийская общественная волонтерская организация детей, молодежи, взрослых стала жить и развиваться по законам социальной жизни. И если говорить о насущных проблемах детского и молодежного общественного движения, то в силу отсутствия заботы государства о кадрах детско-молодежных организаций, проблема волонтерства приобретает приоритетный характер. Нам еще долго работать только с волонтерами и мы должны иметь юридические права и научно-методическую базу для этого.
Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. Непрофессиональная, волонтерская социальная деятельность остро необходима в нынешней России.
Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Ш.Рамон рассматривает ее как призвание, ибо только призвание может дать чувство причастности и преданности этой работе, без которого не возможно или очень трудно выдержать работу со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас не разрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
Важно сделать все необходимое для того, чтобы страдающему человеку могли помочь либо профессионалы, либо люди, прошедшие благотворную школу социального волонтера с детских лет и соответственно наученные помогать людям.
Сергей Владимирович Тетерский,
кандидат педагогических наук,
президент ДИМСИ.
- Основные принципы движения добровольцев
- Декларация
- Феномен волонтерства в современной россии
- О волонтерстве …
- Огранизация работы добровольческой службы
- Самая важная
- Порядок проведения
- Идеи разнообразных акций помощи обществу силами молодежи Что можно сделать, чтобы помочь инвалидам
- Что можно сделать, чтобы помочь школе
- Что можно сделать полезного для общества в целом
- Формирование команды
- Игры, иллюстрирующие идею «Работа на общий результат вместо индивидуализма»
- Главные дела жизни
- Сюжет первый. «Построить дом»
- Сюжет второй. «Посадить дерево»
- Сюжет третий. «Вырастить сына»
- Игры, иллюстрирующие идею «ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения»
- Сюжет четвертый. «Величественное имя»
- Психологические особенности подростка
- Популярные мифы о подростках.