logo search
с 19-25

1.Какие Вы знаете методы активизации творческого мышления?

Раскройте психологию творчества журналиста.

Мозговая атака. На решение задачи отводится 2-4 часа, при этом, чем фантастичнее предложенная идея, тем лучше. Правило - невозможного нет. Любая критика недопустима. Все идеи зарисовываются в виде набросков (форма клаузуры). Используются приемы инверсии - сделать наоборот, аналогии - так как в другом решении, эмпатии - считать себя частью объекта и выявить все свои чувства и ощущения, фантазии - сделать необыкновенное.  Метод контрольных вопросов по A. Осборну.  Какое новое применение техническому объекту можно предложить, как модифицировать известные способы применения? Возможно ли решение изобретательской задачи путем вращения предмета, сокращения? Какие модификации возможны при изменении формы, цвета, размеров, местоположения, ориентации? Что можно присоединить, сменить, переменить, заменить? Что, если изменить материал, технологический процесс, источник энергии? Что можно преобразовать, поменять местами? Что можно перевернуть наоборот, перевести плюс в минус? Какие новые комбинации элементов возможны?  Вопросы по Эйлоарту.  Перечислить все качества и определения объекта. Выделить главное, перечислить все недостатки, придумать фантастические аналоги, попробовать различные виды материалов и энергии. Узнать мнение непосвященных. Устроить групповое обсуждение. Попробовать национальные решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее пекинское, расточительное американское, сложное китайское, глупое... Жить с проблемой, жить в стимулирующей обстановке (обклеить все стены яхтами). В воображении залезть внутрь механизма. Узнать, кто решил эту проблему и чего он добился.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности. Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия».

Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее[20]. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.

Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

2. Разберите психологические особенности социокультурной символики и эмблематики.

Механизм реального воздействия и последствий использования символов в социальных процессах можно понять, лишь прослеживая историческую динамику вычленения тех или иных символов из некоторых абстрактных символических систем, с которыми они связаны по происхождению. Кроме того, для понимания механизма воздействия символов необходимо учитывать и их использование в принципиально новых символических контекстах, в целях формирования, оправдания или подрыва тех или иных социальных и политических программ.

№ 22.