Знаки, символы и эмблемы в коммуникационном процессе: место, роль, функции.
Коммуникационный процесс - процесс обмена информацией между двумя или более субъектами.
Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю.
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания. Кодирование. Процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано.
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:
речевые системы, в основе которых лежит устная речь;
системы письма;
знаки телодвижений;
язык жестов;
видеосистемы;
звуковые системы (например, азбука Морзе) и т.д.
В результате кодирования формируется обращение. Смысл обращения представляет собой принадлежащие отправителю идею. При этом отправитель рассчитывает, что обращение воспримется адекватно заложенному в него смыслу.
Коммуникация с обратной связью превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю.
Когда люди сталкиваются с той или иной компанией, у них, обычно, складывается подсознательное отношение к ее имени и знаку. Это отношение в большинстве случаев переносится и на саму компанию, ее продукты и/или услуги. Этот психологический феномен в области коммуникаций получил название чувственного переноса. Символ, обладая объективной визуальной реальностью, всегда имеет скрытое, подчас весьма сложное, субъективное значение. Это напрямую связано со стереотипами человеческого восприятия. Доказано, что геометрические, остроугольные символы, в большинстве своем, производят положительное впечатление на мужчин, в то же время, производя в целом негативное впечатление на женщин. Округлые же символы воспринимаются в основном положительно как мужчинами, так и женщинами. Это может быть объяснено органическими и успокаивающими качествами, ассоциируемыми с плавными линиями.
Согласно концепции Ч.С. Пирса, разделяемой также Ч.У. Моррисом, Ч.
Огденом и другими семиологами, равно как и автором данной работы, знак
имеет трехчленную структуру. Суть воззрений Пирса на знаки состояла в том,
что их природа и характер должны определяться в их непосредственном
отношении к пользователю, в роли которого выступает «разум, способный к
научению через опыт». Это нашло отражение в общем определении знака, в
соответствии с которым знак есть нечто, выступающее для кого-либо
(интерпретатора) в роли представителя чего-либо (объекта) в силу некоторой
особенности или свойства. Знак, по Пирсу, есть сущность, характеризующаяся
тройственной связью между Репрезентаменом, Объектом и Интерпретантой,
т.е. знак состоит из объекта, интерпретанты и мысли, в которой, по мнению
Пирса, должно быть заложено объяснение того, как и на каком основании, знак
представляет свой объект. Это свойство знака создает базу для классификации
знаков, а именно – разделение их на иконические, индексальные и символьные.
Новое направление в понимании природы знака предлагал в своих работах Р.
Барт. Как указывал в своих трудах данный автор, наряду с более или менее
10стабильным предметным значением, которым обладает слово, оно насыщено
массой текучих, изменчивых идеологических смыслов, которые оно
приобретает в контексте своих употреблений. В связи с этим Барт вводит
термин «тип письма», который рассматривает как способ знакового
закрепления социокультурных представлений, опредмеченную в языке
идеологическую сетку, которую та или иная группа, класс, социальный
институт и т. п. помещает между индивидом и реальным миром, вынуждая его
думать в определенных категориях, замечать и оценивать лишь те аспекты
действительности, которые эта сетка признает в качестве значимых.
Вообще, при описании структуры знака различаются два подхода:
статический и динамический. И если при описанных выше статических
подходах анализируется состав исходной единицы, ее положение в структуре
относительно других знаков, то динамическая модель включает в себя те
процессы и средства, которые ее формируют и создают условия для ее
функционирования.
- 1.Символика и эмблематика в корпоративном имидже
- 1.Какие Вы знаете методы активизации творческого мышления?
- Знаки, символы и эмблемы в коммуникационном процессе: место, роль, функции.
- 2. Креатив в журналистике, pr - и рекламной деятельности.
- Разберите психологические особенности политической символики и эмблематики.
- 2.Pr и пропаганда: сходство и различия
- Разберите психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.