Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление “не отставать от других” и “жажда подвига” часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное “огрубление” личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.
Таблица 3
Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Возрастные группы | Формы агрессивности, % | ||||||||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | ||||||
10-11 лет | мальчики | 70% | 40% | 62% | 68% | ||||
девочки | 30% | 25% | 38% | 36% | |||||
12-13 лет | мальчики | 59% | 49% | 52% | 69% | ||||
девочки | 38% | 41% | 49% | 62% | |||||
14-15 лет | мальчики | 61% | 39% | 81% | 82% | ||||
девочки | 59% | 59% | 60% | 52% |
Анализ приведённых в таблице данных (приложения 11-15) показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.
http://zoobrilka.com/referats/27/15156
- Министерство Здравоохранения Российской Федерации гбоу впо Башкирский Государственный Медицинский Университет
- Реферат
- Содержание
- Введение
- Вопросы терминологии.
- Нарушения поведения
- Типология агрессивного поведения современных подростков
- Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
- Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
- Профилактика и коррекция агрессивного поведения
- Методика коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте
- Мероприятия по коррекции агрессии в подростковом возрасте
- 1 Этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении.
- 2 Этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе достижения компромиссов.
- 3 Этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению.
- Список использованной литературы
- Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки
- Опросник