logo search
Семинар 3

Роль различных видов деятельности в становлении личности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое пре­образование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способно­сти, сохраняет и совершенствует природу, строит общество.

Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-челове- чески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т. п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться ло­гике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает пред­метная деятельность, которая отличается от естественной актив­ности животных.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются.

В качестве основных видов деятельности людей следует рас­сматривать общение, игру, учение и труд.

Общение — вид деятельности, направленный на обмен инфор­мацией между общающимися людьми. Оно может быть непосред­ственным и опосредствованным, вербальным (словесным) и не­вербальным (мимика, язык жестов, телодвижения и т. д.). При не­посредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вер­бальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствован­ном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуще­ствляют обмен информацией или через других людей, или посред­ством записи и воспроизведения информации (книги, газеты, ра­дио, телевидение, телефон, факс, Интернет и т. п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Существует несколько типов игр: индивидуальные и груп­повые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколь­ко индивидов. Предметные игры связаны с включением в игро­вую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроиз­водя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются опреде­ленной системой правил поведения их участников. Нередко в жиз­ни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сю- жетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Для детей игры имеют развивающее значение, а у взрослых служат средст­вом общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельнос­ти приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого явля­ется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Уче­ние может быть организованным и осуществляться в специаль­ных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизо­ванным и происходить попутно, в других видах деятельности — как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством развития индивида.

Благодаря труду человек построил современное общество, со­здал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связаны создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного про­изводства, технического и художественного творчества.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессоз­нательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выпол­нять какое-либо действие, операцию, серию действий или опера­ций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняе­мые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки — это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую чет­ко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называ­емый непродуктивный элемент деятельности. В отличие от про­стого навыка привычка может в определенной степени созна­тельно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).