Самосознание личности и его структура.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его “Я”. Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): · сознание отличия себя от остального мира; · сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности; · сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; · социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Критерии самосознания: · выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); · осознание своей активности — “Я управляю собой”; · осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”); · моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта. В структуре самосознания можно выделить: · осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”); · осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”); · познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”); эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)
В целом можно выделить три пласта сознания человека: · отношение к себе; · отношение к другим людям; · ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: · эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям (“Если мне помогают, то — хорошие люди”); · группоцентрический уровень отношений (“Если другой человек принадлежит к нашей группе, он — хороший”); · просоциальный уровень (“Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть”, “Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой”); · эстохолический уровень — уровень исходов (“Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в ношении к другому человеку”).
- Авторские подходы к описанию структуры личности.
- Направленность, потребности, мотивы личности.
- Мотивы различают
- Уровень притязаний, локус контроля.
- Признаки самоактуализирующейся личности по Маслоу и Роджерсу.
- Роль различных видов деятельности в становлении личности.
- Самосознание личности и его структура.