2.3 Профилактика агрессивного поведения у молодежи
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой человек научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей в детском возрасте. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное нравоучение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к подростку. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию27.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения в молодежной среде становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Во-первых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
Во-вторых, современная диагностика асоциальных отклонений в поведении и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого – педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведениимолодежи, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у молодежи, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить дальнейшую десоциализацию. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить представителей молодежи навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках учебных заведений.
- Глава 1. Теоретико методологические особенности проявления агрессивного конфликтного поведения в молодежной среде
- 1.1 Понятия, особенности и теории агрессии
- 1.2 Условия, причины и особенности проявления агрессии в молодежной среде.
- 2.3 Профилактика агрессивного поведения у молодежи
- 1.3 Профилактика агрессивного поведения в молодежной среде
- Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей проявления агресси среди молодежи
- 2.1 Обоснование методики и организация исследования в данной главе будет рассмотрена следующая задача: изучить особенности проявления агрессии среди молодежи.
- 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
- Вспыльчивость: Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
- Проанализируем показатели негативной и позитивной агрессивности, которые представлены в таблице 2 (см. Табл.2).