Лексика и грамматика коммуникации в малой группе
Человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительна облегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.
Характерной лексической (языковой) особенностью малой группы, как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором ценности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.
Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.
Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем новичку нужно усвоить не только принятые категории и их символы, но также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно.
Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» - владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.
Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.
Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.
На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения.
Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».
Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
• взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;
• учет тендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;
• необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
• желательность публичного оценивания достижений других («Молодец!» « Хорошая идея!»);
• умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
• умение выразить согласие с групповыми идеями, действ решениями;
• умение предложить нужную информацию и идеи группе («А почему бы нам не ...»; обратное действие здесь деструктивно: «Вопросы не по теме»);
• умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «Замечательно, а не получится ли так, что ...»);
• призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, что ты думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — молчальник);
• умение интегрировать различные идеи и информацию (это свойство особенно важно для лидера).