logo
Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся

1.2 Исследование позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии

Родовым по отношению к термину «позитивное мышление» является понятие «мышление», поэтому рассмотрим их взаимосвязи и специфику. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [23].

По мнению А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мышление выступает как совокупность умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление есть оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения [25, 46].

Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлений.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу [42].

Позитивная психология может помочь человеку осознать потребность в позитивном мышлении и самосовершенствовании, а также придать этому процессу максимально безопасный для самой личности характер. Известен афоризм В. Г. Белинского: «Разум дан человеку для того, чтобы разумно жить, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно».

Целый ряд психологических теорий рассматривает проблемы сущности, видов и механизмов мышления, возможностей его развития - это ассоциативная теория, гештальт-психология, бихевиоризм, концепция Ж. Пиаже, деятельностная, смысловая, информационно-кибернетическая теории мышления, теория множественности интеллекта Э. Гарднера и др. При этом позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии, а потому - оно не представлено ни в традиционных классификациях видов мышления, ни в упомянутых выше теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также ждет своего решения и поиска соответствующих психологических концепций и технологий.

Одним из основных вопросов психологии, по мнению Л. С. Выготского, является «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Л. С. Выготский пришел к выводу о существовании единства аффективных и интеллектуальных процессов. Мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания, поскольку «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности» [9]. Идеи Л. С. Выготского послужили основанием для выводов о том, что между эмоциональными и интеллектуальными процессами имеется закономерная взаимосвязь, что развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления, что существуют мотивационная и эмоциональная регуляция мышления.

А. Н. Леонтьев отмечает, что «в основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, … у человека благодаря этой системе эмоции становятся "умными", а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми» [25, с. 11].

В 1980-х гг. психологи впервые обратились к изучению особенностей когниций, характерных для психологически благополучных и неблагополучных индивидов.

В последнее десятилетие в рамках направления позитивной психологии стала интенсивно разрабатываться проблематика позитивного, конструктивного, оптимистического мышления. Дж. Капрара и П. Стека рассматривают позитивное мышление как общий латентный конструкт, объединяющий видение, объяснение и оценку прошлого, настоящего и будущего опыта индивида и обладающий большей объяснительной и предсказательной силой, чем его составляющие.

Вслед за Д. Гудхарт, а также Дж. Капрарой и П. Стекой мы используем термин «позитивное мышление» и выделяем три его стороны: позитивные представления о себе (самоуважение), позитивную интерпретация текущего жизненного и прошлого опыта и позитивные ожидания, касающиеся будущего (оптимизм) [50]. Если первая составляющая подвергалась изучению начиная с 1950-х гг., то анализ второй и третьей начался значительно позже - с работ М. Селигмана и К. Петерсона, а также Ч. Карвера и М. Шейера.

Наиболее разработанной теорией взаимосвязи мышления и эмоций является теория А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие (А) «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п. (В), которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции (С). Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. По мнению А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация [31].

Возможность разработки концепции и технологии воспитания позитивного мышления основана на указанной точке зрения о преобладании когнитивных оценок над эмоциями, в силу чего человек может использовать свои мысли, чтобы влиять на чувства. Изменяя когнитивные оценки, можно научиться иначе относиться к происходящему.

В контексте исследуемой нами проблемы особого внимания требует рассмотрение психических явлений оптимизма и пессимизма.

Ясно, что оптимизм и пессимизм проявляются в позитивном или негативном ощущении и восприятии мира, в позитивном и негативном стилях мышления. Очевидно, что оптимизм является одной из важнейших составляющих позитивного мышления и отношения к жизни наряду с активностью и уверенностью в себе [56].

Понятия оптимизма (лат. optimus - наилучший) и его противоположность пессимизма (лат. pessimus - наихудший) рассматриваются в двух направлениях. Первое - философское понимание терминов, основанное на соотношении добра и зла в мире. Второе - социологическое или социально-психологическое, где оптимизм и пессимизм понимаются как мнения личности, отражающие позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий или будущего в целом. В рамках нашей работы мы придерживались второго направления [23].

Как отечественные, так и зарубежные психологи сходятся во мнении о том, что в проблемной ситуации оптимист, человек с позитивным мышлением будет ориентирован на действие. Он стремится выработать достаточный список альтернативных стратегий решения проблемы и поведения. Пессимист, негативно мыслящий, напротив, ориентирован на состояние, в результате чего он не склонен ни искать варианты для преодоления возникшей трудности, ни активно действовать.

Наибольшее развитие данная проблема в этом направлении получила в последние двадцать-тридцать лет [56].

Одними из самых известных исследователей оптимистичности и пессимистичности являются американские исследователи М. Шейер и Ч. Карвер, которые определяют оптимизм и пессимизм через особенности ожиданий человека. Таким образом, оптимистами они называют тех людей, которые склонны придерживаться позитивных ожиданий относительно будущего, пессимистами, более склонных к негативным ожиданиям. В своих исследованиях данные авторы выявили взаимосвязь оптимизма и пессимизма с другими индивидуальными особенностями, такими как физическое и психическое благополучие, подверженность депрессии и стрессам, широта социальных контактов. Различия между оптимистами и пессимистами авторы объясняют наличием стабильных личностных особенностей, связанных с тенденцией к позитивным или негативным ожиданиям.

Похожее понимание оптимистичности и пессимистичности у К. Муздыбаева. По его мнению, различия между оптимистами и пессимистами, кроме личностных особенностей связаны с волей к достижению цели и мужеством в преодолении трудностей [34].

Понимание данных феноменов Мартином Селигманом несколько отличается от предыдущих. Его теория оптимизма возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования «выученной беспомощности». В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, М. Селигман связал с понятием оптимизма. По мнению М. Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Именно через стиль атрибуции (объяснения) «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма - преувеличивается. В соответствии с этим М. Селигман отмечает три основных параметра стиля атрибуции различающие оптимистов и пессимистов: постоянство, широта, персонализация. Постоянство описывает субъективные представления человека о том насколько стабильны причины хороших и плохих событий. Широта определяет степень охвата различных сфер жизни причинными схемами. Персонализация характеризует склонность человека искать причины, происходящих с ним событий. Сочетание данных параметров характеризует определенный стиль атрибуции, который лежит в основе склонности человека к положительным и отрицательным ожиданиям [56].

Делая выводы можно сказать, что данные подходы не противоречат друг другу. Все авторы рассматривают оптимизм и пессимизм как положительный или отрицательный прогноз. Только М. Селигаман смещает акцент на причины этих ожидании, которые необходимо искать в особенностях атрибутивного стиля.

Исходя из данного материала можно сформулировать ряд теоретических положений, на которых будет строиться наше понимание феноменов оптимизма и пессимизма:

- оптимизм и пессимизм понимаются как позитивные или негативные ожидания, в какой либо ситуации или в будущем;

- оптимисты и пессимисты отличаются личностными особенностями и атрибутивными стилями;

- оптимистам присуща вера в положительные жизненные перспективы, вера в себя и свое окружение, они характеризуются активным поиском решения проблемы, не «зацикливаются» на причинах своих неудач и проблем, отличаются энергичностью, твердостью духа, силой воли;

- пессимисты готовы уступать трудностям, довольствоваться малым, принимают страдания как должное, отрицают или игнорируют проблемы, характеризуются плохим, подавленным настроением, пониженной волей к жизни.

Таким образом, оптимизм и пессимизм отражают не просто тот или иной стиль мышления личности, они представляют собой различную практическую ориентацию человека в мире.

В различных исследованиях посвященных проблеме позитивного мышления употребляются следующие близкие по содержанию термины: саногенное, исцеляющее мышление, положительное, оптимистическое, конструктивное, рациональное, гармоничное, мышление с позиции надежды.

Следует подчеркнуть, что сущность позитивного мышления, проблема его формирования с древних времен интересовали человечество, науку и практику. Известно учение тибетского ламы Т. Лобсангу Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - … можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить» [27]. Согласно этому учению, негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, «все зависит от… нашего образа мышления» [27].

Установлено, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во-первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления [38].

Не секрет, что смысл одного и того же события меняется в зависимости от хода мыслей человека. В соответствии с этим Ю. М. Орлов вводит понятия саногенного (позитивного) и патогенного мышления. Сущность саногенного (позитивного) мышления состоит в различении вещей, зависящих от нас, от вещей, которыми мы не можем управлять. Это различение позволяет человеку в первом случае - активно изменять ситуации, а во втором - принимать ситуации такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним, что сохраняет его психическое и физическое здоровье. Можно утверждать, что саногенное мышление присуще «человеку воли», а патогенное - «человеку привычки». Способность мыслить позитивно представляет собой необходимое условие проявления субъектности, а степень овладения позитивным мышлением говорит о степени внутренней свободы человека [37].

Позитивное мышление выполняет ряд важных функций в жизнедеятельности человека. Во-первых, оздоровительную функцию - изменение сложившегося стиля мышления влечет переосмысление привычной жизненной позиции, видение благоприятных аспектов в каждой ситуации, а также принятие жизни такой, какая она есть. Тем самым позитивное мышление укрепляет психическое и физическое здоровье человека, способствуя дальнейшему развитию личности. Во-вторых, адаптационную функцию - позитивное мышление предполагает использование адекватных изменившимся обстоятельствам способов реагирования и поведения, что позволяет субъекту более гибко адаптироваться и приспосабливаться в современном динамичном мире, имеющем значительную степень неопределенности. В-третьих, функцию формирования активной жизненной позиции личности - позитивное мышление не позволяет личности поддаваться влиянию неблагоприятных жизненных обстоятельств и отрицательных эмоций. Оно помогает человеку стать субъектом, активным созидателем собственной жизни, конструирующим «свою» реальность и берущим на себя контроль над происходящими событиями.

Следует подчеркнуть, что большое значение в формировании того или иного способа мышления играет период детства и значимые взрослые. Это обстоятельство указывает на необходимость развития позитивного мышления родителей, воспитателей и учителей (наиболее значимых взрослых) как носителей позитивной педагогики, которые затем обеспечат условия для воспитания позитивного мышления.

Таким образом, зарубежные и отечественные психологи единодушны в том, что невозможно стать счастливым без умения позитивно относиться к миру и к самому себе, как части этого мира. Позитивное мышление - это часть внутреннего мира человека. Все это позволяет предположить, что исследование позитивного мышления, особенно на этапах взросления человека, ответственных за формирование его мировоззрения, отвечает насущным потребностям современной психологической науки и практики. Обратимся к вопросу о формировании позитивного мышления у учащихся.