Введение
Явление агрессии всегда привлекала внимание общества. Поэтому не случайно, что первые попытки проанализировать это явление, понять его причины были все еще в донаучный период -- в области религии. Появление в начале двадцатого века, два мощных теоретико-методологических направлений - психоанализа и бихевиоризм - вызвали два основных подхода к проблеме агрессии: врожденные свойства (учение о «танатос» З. Фрейд) и как реакция на негативные внешний раздражитель (концепция «фрустрации» Дж. Доллард и Н. Миллер).
Проблема агрессивного поведения личности почти полувека является предметом исследования в различных гуманитарных наук (психологии, биологии, социологии, экологии). Изменения в обществе, которые вызвали социальных конфликтов, рост насилия, положите явление агрессии в внимание к психологии.
Что такое проблема агрессивного поведения личности является одним из актуальных как психологических так и других гуманитарных наук (социология, криминологии) и естественных наук (медицина, биология, физиология и т.д.), вызвало появление целого ряда методологических проблем. Главным из них является существование различных определений, теорий и моделей. Значимость этого явления в наше время вызвана следующими факторами. Во-первых, сам по себе является агрессия в юности возраст уже серьезной психолого-педагогические проблемы, потому что это приводит к «экстремальным» явлений (преступное поведение и т.д.). Во-вторых, различные формы третирования человек может привести к ряду опасных последствий, начиная от академической неуспеваемости и заканчивая с появлением психологических расстройств. В-третьих появление агрессии, которая была ранее проблемой главным образом в западных обществах, в последние годы распространяется, к сожалению, в нашей стране.
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность».
· Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии.
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков.
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения.
· Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию.
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.