Введение
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны.
Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант [1, с. 3].
Одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений. Проблемы ее развития волновали педагогов, психологов, родителей на протяжении столетий. В настоящее время наблюдается качественный скачок в развитии новых технологий, возрастание потребности общества в людях, которые обладают нестандартным мышлением, умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно принципиальной новизной, оригинальностью похода отличаются результаты деятельности талантливого, одаренного человека. Одаренным принято называть того, чей дар превосходит средние возможности, способности большинства [2, с.7].
Существует множество подходов к определению понятия «одаренность», поэтому до настоящего времени, нет его четкой формулировки. Во многих языках слово «одаренность» происходит от слов «дар», «подарок». С психологической точки зрения, одаренность рассматривается многоаспектно и понимается как:
- своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
- общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
- умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
- талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Проблемой одаренности занимались Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторской, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В. Матвеева, О.П. Котикова, В.Штерн; вопросы формирования и развития способностей исследовали В.Н. Дружинин, Б.П. Никитин, А. Бине, В.Д. Шадриков, Р.С. Немов, Т.И. Артемьев, Н.В. Кузьмина, В. Степанский, В.В. Давыдов Дж. Рензулли, П. Торренс, X. Хекхаузен и другие [3, с.5].
Актуальность исследования: проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. В отечественной и зарубежной психологии до середины XX века одаренность трактовалась как интеллектуальная характеристика, в то время как современные авторы рассматривают ее как целостное, интеллектуально-личностное свойство человека. Очень точно актуальность проблемы одаренности детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась» [цит. по 4, с. 10].
Каждый человек индивидуален, неповторим. Есть личности, не раскрывшие свои таланты. По последним зарубежным данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям, но всего лишь 3 - 5% реализуют себя впоследствии как одаренные. Раскрытие природных данных каждого ведет к обогащению всего общества. Все это подчеркивает значимость проблемы одаренных детей.
Теоретической базой исследования явились труды по психологии одарённости Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, B.C. Юркевич.
Цель исследования: описание особенностей одаренного ребенка, составление его психологического портрета.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по интересующей проблематике.
2. Ознакомиться с историей изучения одаренности.
3. Получить представление об психоэмоциональной сфере одаренного ребенка.
4. Изучить особенности познавательных процессов у одаренного ребенка.
5. Рассмотреть взаимоотношение одаренного ребенка с окружающими.
Объект исследования: одаренность как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: психологический портрет одаренного ребенка.
Субъект исследования: одаренный ребенок.
Метод исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблематике.
Гипотеза: одаренный ребенок обладает повышенными интеллектуальными и личностными характеристиками, которые, с одной стороны, выделяют его из окружающих, с другой стороны, затрудняют существование в обществе.
Практическая значимость: результаты проведенного теоретического анализа возможны для использования в деятельности педагогов-психологов в системе образования, а также специалистов, работающих с одаренными детьми. В курсовой работе представлена рекомендуемая программа для работы с одаренными детьми.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав с выводами, заключения, представлен список использованных источников.
- Введение
- Глава 1. Психология одаренности
- 1.1 Понятия одаренности, таланта и гениальности
- 1.2 История исследования одаренности
- Глава 2. Психологический портрет одаренного ребенка
- 2.1 Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
- 2.2 Особенности познавательных психических процессов
- 2.3 Взаимоотношения с окружающими