ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПРИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
2.1 Направления работы с детьми с трудностями обучения, обусловленными ЗПР, при адаптации к школе
При организации работы с детьми с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, при адаптации к школе учитель должен учитывать многочисленные факторы, которые влияют на успешность адаптации. Но не только от деятельности учителя зависит то, насколько успешно будет проходить этот процесс. При адаптации ребенка с трудностями в обучении к школе большую роль играют родители, школьный психолог, учитель-дефектолог. Чем лучше будет организована работа каждого из этих субъектов, чем глубже будет их взаимодействие, тем лучше будет результат.
Работа педагога-дефектолога с ребенком с ЗПР имеет свою специфику. Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовить» руку к письму. Одной из основных задач педагогов-дефектологов является обучение родителей детей с ЗПР тому, как и чему учить ребёнка дома. При формировании начальных математических представлений большое значение педагогам следует уделять предметно-практической деятельности ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических понятий. Кроме того, детей с ЗПР важно научить ориентироваться в звуковой речи, т.е. развивать у них звуковой анализ. Формирование ориентировки в звуковой речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости.
Одним из важных направлений работы с ребенком, страдающим задержкой психического развития, является обучение их изобразительному искусству. Многочисленные исследования Е.А. Ежановой показывают, что детям с ЗПР характерен низкий интерес к процессу и результатам изобразительной деятельности. Их рисунки крайне схематичны, упрощены. У детей с ЗПР рисунки менее многоцветны, по размеру изображенного мельче. Однако, различия в размере рисунка, по мнению автора, могут быть объяснены и личностными особенностями дошкольников с ЗПР, поскольку размер изображения может указывать на уровень понимания и принятия собственного образа «Я», который у них несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Пол человека у детей с ЗПР также выражен слабо[5].
Таким образом, значение изобразительной деятельности для развития психики ребенка огромно. И на основе знания о ее проявлениях в рисунке можно лучше понять внутренний мир маленького человека.
Выделяют несколько основных направлений работы по формированию изобразительной деятельности у детей с ЗПР:
1. Воспитание эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
2. Развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
3. Систематизация этих представлений;
4. Формирование графических образов изображаемых предметов с преодолением стереотипности изображений;
5. Развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации;
6. Развитие произвольной регуляции деятельности с помощью словесной инструкции;
7. Расширение словаря детей путем пополнения его образной выразительной лексикой.
Особое значение имеет формирование интегративной деятельности зрительной и тактильно-двигательной системы, а также специальное обучение ориентировке на листе бумаги, возможности рационального расположения на нем всех фрагментов рисунка. Развитие изобразительной деятельности следует сочетать с развитием игры, предметной деятельности, формированием тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительного гнозиса, пространственных представлений.
В связи с этим детям, для начала, в качестве развития моторики можно предложить такое задание, как «Рисование простого узора», либо игра «Трудные виражи. Игра начинается с того, что взрослый рисует дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом. Потом он говорит ребенку: «Ты - водитель и тебе надо провести машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая, поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. В дальнейшем ребенку можно предлагать рисовать различные геометрические фигуры, закрашивать их штриховкой и т.д. У ребенка с ЗПР нет учебной мотивации, поэтому он не будет долго и старательно выполнять предложенные задания. В этом случае может помочь игровая мотивация. Можно предложить поиграть в художников-волшебников, под ручкой или карандашом которых все оживает, а потому они могут помочь героям какого-нибудь рассказа или сказки. Затем детям следует прочитать небольшой рассказ или сказку, где по сюжету героям приходится, например, ехать в автобусе, а для этого нужна дорога, которую надо нарисовать; приходится переплывать реку на лодке, которую также надо нарисовать, заблудившись в лесу, они хотят найти грибы и ягоды, чтобы поесть, художники - волшебники и в этом им могут помочь и т.д.
Также с ребенком с ЗПР должен работать психолог. Можно выделить такие направления работы психолога, как:
1. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.
2. Профилактическая работа с родителями, педагогами и другими специалистами, имеющими дело с такими детьми.
3. Смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным.
4.Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР.
И самое важное, что должен суметь сделать взрослый, осуществляющий коррекционно-развивающее обучение, - это привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить его, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
Рассмотрим более подробно роль родителей при адаптации ребенка с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, к школе. Родители, в первую очередь, должны поддерживать своего ребенка, помогать подготовиться к школе, развивать ребенка с особенностями в развитии. Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть у ребенка с трудностями в обучении незначительный).
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребёнку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.
Для того чтобы ребенок с ЗПР адаптировался к школе быстро нужно готовить ребенка к школе. Родители могут помочь своему ребенку. Они могут не только развивать способности ребенка, но и морально подготовить своего ребенка, чтобы он не боялся школы. Для этого можно использовать сказки для школьной адаптации. Также сказки могут использовать учителя на уроках, психологи и дефектологи.
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни (Приложение №2).
2.2 Диагностическая работа с детьми с ЗПР на этапе адаптации к школе
Наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками - это наблюдение, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них.
Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).
Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух - четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам. Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем или психологом по семи шкалам (Приложение 3).