2.1 Методики изучения уровня психологической готовности студента
Задачей данных методик является выявление уровня психологических знаний и умений студентов применять эти знания на практике, т.е. насколько у студентов сформирован уровень познавательной и мотивационной готовности, какой вид мотивов является доминирующим при выборе профессии педагога, насколько им интересна педагогическая деятельность в целом.
Составляющими педагогической готовности к педагогической деятельности:
1. Ценностно-смысловой блок психологической готовности -- направлен на определение наличия в ценностно-мотивационной сфере студента психологических образований, делающих педагогическую деятельность личностно значимо и вызывающей интерес.
2. Блок оценки уровня психологической компетентности -- выявляет уровень психологических знаний в сферах, значимых для будущей деятельности (психология личности, межличностное взаимодействие, психология профдеятельности и др.).
3. Блок оценки уровня психологической культуры -- определение того, насколько у человека сформированы навыки и привычки самоорганизации, саморегуляции, межличностного взаимодействия, на основе психологических знаний.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ:
Мудрость характеризует человека, принимающего наиболее оптимальные решения в различных жизненных ситуациях. Ниже приведены подобные ситуации. Какое решение выбрали бы вы (выберите один из вариантов ответа):
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Нравственное развитие личности в зрелом возрасте в первую очередь определяется
а) самим человеком;
б) семейным воспитанием;
в) воздействием культуры;
г) воздействием средств массовой информации;
д) влиянием школы и других социальных институтов.
2. Изменяя в своем характере какую-либо черту, человек
а) влияет и на другие черты;
б) не влияет на другие черты;
в) влияет и на другие черты по желанию;
г) изменяется вся личность;
д) практически ничего в личности не меняется.
3. Стержень личности человека определяется
а)генотипом;
б) воспитанием;
в) самообразованием;
г) ближайшим окружением;
д) обществом.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
4. При возникновении конфликта с вашим другом наиболее благоприятным исходом будет:
а) погашение конфликта любыми средствами;
б) уход от предмета конфликта;
в) разрешение конфликта на основе интересов двух сторон;
г) приглашение специалиста для разрешения конфликта;
д) сделать вид, что нет никаких проблем.
5. Ничто так не помогает общению, как
а) уверенность в предмете обсуждения;
б) умение красиво говорить;
в) предыдущий опыт общения с данным человеком;
г) понимание и принятие позиции собеседника;
д) отсутствие волнения.
6. Искренним можно считать того человека, который
а) вежливо улыбается;
б) слова и невербальные средства не противоречивы;
в) умело использует жесты при изложении своей позиции;
г) не проявляет излишней любознательности;
д) внимательно слушает.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7. Успешная профессиональная деятельность невозможна, если
а) мало платят;
б) человек не получает удовлетворения от своей работы;
в) приходится работать в плохом коллективе;
г) нет уважительного отношения со стороны руководства;
д) нет поддержки творческим начинаниям.
8. Профессионал -- этот тот, кто
а) достигнув высокого уровня работы, учит других;
б) признан руководством;
в) имеет диплом, подтверждающий квалификацию, и стаж работы не менее 2-х лет;
г) получает высокую зарплату;
д) достигнув мастерства, все равно совершенствует свою работу.
9. В основе выбора человека должны лежать прежде всего:
а) задатки;
б) способности и интересы;
в) реальные возможности поступления в вуз;
г) особенности характера;
д) мнение значимых людей.
10. Профессиональная деятельность для меня -- это прежде всего:
а) способ решения материальных вопросов;
б) сфера самоутверждения;
в) возможность самореализации;
д) неизбежная необходимость.
11. У меня вызывают уважение те люди, которые благодаря своей профессии
а) чувствуют себя спокойно и безмятежно;
б) на должном уровне решают материальные вопросы;
в) имеют связи со всеми «нужными» людьми;
г) максимально реализуют свои ценности;
д) имеют много времени для семьи.
ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ
12. Использование самовнушения
а) обосновано в периоды волнения;
б) помогает в любых жизненных ситуациях;
в) необходимо только в чрезвычайных ситуациях;
г) бесполезно;
д) создает лишние проблемы.
- Статья 16. Студенты высших учебных заведений
- 9.3. Учебные заведения по профессиональному обучению.
- Занятие1. Обучение студентов в высших учебных заведениях
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- Высшие учебные заведения
- Права и обязанности студентов высших учебных заведений