Заключение
Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает
человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5% лиц речевые центры в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, в левом полушарии. У 15% леворуких центр речи в правом полушарии.
Функциональная асимметрия мозга обнаружена не у всех людей. Примерно у одной трети она не выражена, т. е. полушария не имеют четкой функциональной специализации. Между специализированными полушариями существуют отношения взаимного торможения. Это видно по усилению соответствующих функций у однополушарного человека по сравнению с нормальным.
Соотношение активности двух полушарий может быть очень различным. На этом основании И. П. Павловым были выделены специфически человеческие типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний.
Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно "правополушарное" образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. "левополушарного" абстрактного мышления. Средний тип характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится к этому типу.
Библиографический список
1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. / Н.Н. Данилова - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 247с.
2. Данилова Н.Н., Психофизиология: Учебник для вузов. / Н.Н. Данилова - М.: Аспект Пресс, 2008. - 304с.
3. Крутецкий В.А., "Психология" / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2007. - 352с.
4. Немов Р.С., "Психология" / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-304с.
5. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И., Баранникова И.А., Батуев А.С. и др. Начала физиологии: Учебник для вузов / А.Д. Ноздрачева. - С-Пб.: "Лань", 2006. - 404с.
6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.Анатомия и физиология детей и подростков. / М.Р. Сапин - М.: 2009, - 432с.
7. Камкина А.Г. , Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: "Академия", 2008. - 560с.