logo
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению детей

2.1 Организация исследования

Выборка испытуемых, базы исследования:

Нами проводилось изучение состояния готовности к школьному обучению трёх групп старших дошкольников: нормально развивающихся, с ОНР и ЗПР, посещающих соответственно детский сад № 934, Центр дополнительного образования «Магнитик» и ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег» г. Москвы, занятия с детьми проводились в период с 15 ноября по 20 декабря 2012 г. в утреннее время с 11:00 до 13:00.

В каждой группе детей по 15 детей (список испытуемых прилагается в приложении 1, табл. 1- 3).

Всего в исследовании приняли участие 45 детей в возрасте 5,2- 6 лет.

Цель исследования - выявить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизиологическим развитием, детей с ОНР и ЗПР.

Объект исследования: особенности детей с ОНР и ЗПР.

Предмет исследования: сопоставление уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников нормально развивающихся детей, детей с ОНР и детей с ЗПР.

При этом ставились следующие задачи:

Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Сопоставить уровни готовности к школьному обучению нормально развивающихся детей, детей с ОНР и ЗПР.

Сформулировать психолого-педагогические рекомендации для формирования готовности ребенка к школе.

Методы и методики исследования:

1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению нормально развивающихся детей, детей с ОНР и детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе.

2. Анализ документации детей, имеющейся в образовательном учреждении.

3. Наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности.

4. Эмпирическое исследование с использованием 5 методик:

- методика для определения запаса знаний детей об окружающем мире;

- методика определения общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний;

- психологическая готовность детей к обучению в школе методика «Домик» (Н.И.Гуткиной);

- диагностика уровня развития восприятия (методика «Чего не хватает на этих рисунках?»);

- диагностика внимания (методика «Проставь значки»);

5. Анализ продуктов детской деятельности.

6. Методы математической статистики, а именно: коэффициент корреляции Спирмена (программа SPSS 17). Указанные методики подробнее будут представлены ниже.