2.1 Организация исследования
Выборка испытуемых, базы исследования:
Нами проводилось изучение состояния готовности к школьному обучению трёх групп старших дошкольников: нормально развивающихся, с ОНР и ЗПР, посещающих соответственно детский сад № 934, Центр дополнительного образования «Магнитик» и ГБОУ СОШ № 1321 «Ковчег» г. Москвы, занятия с детьми проводились в период с 15 ноября по 20 декабря 2012 г. в утреннее время с 11:00 до 13:00.
В каждой группе детей по 15 детей (список испытуемых прилагается в приложении 1, табл. 1- 3).
Всего в исследовании приняли участие 45 детей в возрасте 5,2- 6 лет.
Цель исследования - выявить уровень готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизиологическим развитием, детей с ОНР и ЗПР.
Объект исследования: особенности детей с ОНР и ЗПР.
Предмет исследования: сопоставление уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников нормально развивающихся детей, детей с ОНР и детей с ЗПР.
При этом ставились следующие задачи:
Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Выявить уровень готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Сопоставить уровни готовности к школьному обучению нормально развивающихся детей, детей с ОНР и ЗПР.
Сформулировать психолого-педагогические рекомендации для формирования готовности ребенка к школе.
Методы и методики исследования:
1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению нормально развивающихся детей, детей с ОНР и детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе.
2. Анализ документации детей, имеющейся в образовательном учреждении.
3. Наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности.
4. Эмпирическое исследование с использованием 5 методик:
- методика для определения запаса знаний детей об окружающем мире;
- методика определения общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний;
- психологическая готовность детей к обучению в школе методика «Домик» (Н.И.Гуткиной);
- диагностика уровня развития восприятия (методика «Чего не хватает на этих рисунках?»);
- диагностика внимания (методика «Проставь значки»);
5. Анализ продуктов детской деятельности.
6. Методы математической статистики, а именно: коэффициент корреляции Спирмена (программа SPSS 17). Указанные методики подробнее будут представлены ниже.
- Введение
- Проблемы психофизиологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
- 1.1 Психофизиологические особенности развития нормально развивающихся детей
- ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Методики исследования
- 2.3. Интеллектуальная готовность дошкольников к школе
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Готовность детей к школьному обучению.
- Готовность детей к школьному обучению.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Особенности готовности к школьному обучению детей с зпр
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- Определение психологической готовности детей к школьному обучению
- § 2. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи