Психология Этапы развития психологии
Название и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | ||
I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. | Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души | ||
II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. | Античная психология | Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека | |
Психология Средневековья | Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного по- знания мира | Появление собственно психологического метода — интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | ||
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание — его содержание и пути его формирования | Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное | ||
III этап. Ассоцианистическая психология, конец XVIII - начало XIX в. — середина XIX в. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение | Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) | Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного | ||
IV этап. Экспериментальная психология, середина XIX — начало XX в. | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, первых теорий ‘психологии народов‘ новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | ||
V этап. Методологический кризис и разделение пси- хологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, ォпоток сознанияサ (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса изучения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий изучения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии | ||
VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) | Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) | Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта | Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий | ||
VII этап. Современная психология (60-е гг. — конец XX в.) | Развитие предмета психологии в рамках от- дельных психологических школ | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |