logo
ОГП тема 9

Вопрос 2: Изучение индивидуальных особенностей военнослужащих.

Индивидуально - воспитательная работа в подразделении.

Успех воспитательной работы во многим зависит от того, сумеет ли командир при выборе средств воздействия на подчинённое найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие этому человеку черты харак­тера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразователь­ную и военную подготовку, помочь воину раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Многое здесь зависит именно от умелого владения методикой индивидуальной работы с людьми. Говоря словами известного российского генерала М. Драгомирова: "...инди­видуальное воспитание помогает из рекрута сделать солдата, не ло­мая в нём человека".

ИНДИВИДУАЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия командира на сознание, чувство и поведение военнослужащего с максимальным учё­том возрастных, социальным, психологических и других особенностей личности, условий службы, быта и отдыха.

А.С. Макаренко в лекции "Педагогика индивидуального воздей­ствия" говорил: "В первый год я, как начинающий педагог, совершил обычную ошибку. «Я обращал внимание на личность выпадающую из кол­лектива. У меня был неправильный взгляд, направленный в самые опасные места, и я, этими опасными местами занимался''. Далее на примерах А. Макаренко, показал, что при этом из его поля зрения выпадали те, кто казалось бы, не обращал на себя внимание. А среди них часто встречались люди, которые как раз и совершали аморальные поступки.

Аналогичную ошибку допускают командиры, которые сосредотачивают свои усилия лишь на воинах, не успевающие по боевой подготовке, нарушающих дисциплину. В этом случае, воспитательная работа носит односторонний характер, она запаздывает и поэтому оказывается достаточно эффективной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ – ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ включает в себя целый комплекс мероприятий проводимых командиром:

1)Определение целей и задач этой работы

2)Охват постоянным влиянием всех военнослужащих

3)Чёткое определение КТО и с КЕМ работает

4)Продуманное планирование индивидуальной работы

5)Изучение ее состояния в подразделениях

6) Глубокий анализ и постоянный контроль за её результатом

7) Обучение сержантов методике индивидуальной воспитательной работы

8) Установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих

Необходимо отметить, что не всегда целесообразно в подразделении создавать специальный, план индивидуальной работы. Но основные вопросы по её организации и проведению, обобщения, совершенствова­ние педагогической культуры младших командиров должны предусмат­риваться в планах воспитательной работы на месяц, а также в личных планах офицеров подразделения, которые составляются обычно на не­делю или на каждый день.

Индивидуально-воспитательная работа

включает

деятельность командиров (начальников) по:

всестороннему

изучению индивидуально- психологических, типологических и психофизиологических особенностей и личностных качеств военнослужащего, его сильных и слабых сторон;

прогнозированию,

планированию и организации ИВР с воспитуемым, определению и составлению программы индивидуальной работы с ним;

осуществлению ИВР с подчиненными во всех видах

профессиональной

подготовки, его

службы и быта;

выбору и определению оптимальных методов, форм, средств и

приемов индивидуального воздействия на военнослужащего, эффективному взаимодействию с ним;

обучению младших

командиров организации и методике индивидуально-

воспитательной

работы с подчиненными;

постоянному

анализу результатов индивидуального воздействия на воспитуемого, при необходимости его корректировки;

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя 3 ОСНОВНЫХ ЭТАПА:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужаще­го, его сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств у военнослужащих.

3. Систематический анализ достигнутых результатов индивиду­ального воздействия, корректировка его методов и приёмов, если, работа недостаточно эффективна.

Каждый из этих этапов имеет свою логику, своё содержание, своё значение в организации индивидуальной воспитательной работы, кото­рые мы рассмотрим в последующем.

I ЭТАП : Изучение личностных качеств и особенностей военнослужа­щего, его сильных и слабых сторон, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЪ КОМАНДИРУ выбрать такие средства воздействия, с помощью которых он ни может не только устранить недостатки подчи­нённого, но и своевременно предупредить нарушение воинской дисциплины, чрезвычайное происшествие и другие отрицательные явления наносящие вред боевой готовности подразделения.

Командиру подразделения необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей нет и не будет. Сколько солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров - столько различных судеб и характеров: Один подчинённый спокоен и уравновешен, другой горяч и вспыльчив; один медлителен, другой отличается собранностью, быстротой мысли и I действий; один всё схватывает на лету, другой берёт только усидчивостью. Все эти особенности командиру желательно знать, и, учиты­вать в индивидуальной работе с людьми.

Какие же ДАННЫЕ О СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КОМАНДИРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ?

ОБЩИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия в которых рос, учился, воспитывался, род занятий до военной службы, с кем переписывается и общается, круг друзей, товарищей и знакомых.

МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА: уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и испол­нительность, отношения к товарищам, коллективу и службе.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: характер и темперамент, волевые черты, способности и склонности, внимание, память, речь, увлечения и другие. СОСТОЯНИЕ ЗДОР0ВЬЯ: физическое и психическое развитие, вы­носливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и др.

Конечно, совместная служба в одном подразделении сама по себе способствует изучению подчинённого, и офицер даже не занимаясь этим вопросом многое будет знать о них. Однако такой стихийный процесс изучения требует слишком продолжительного времени и не даёт возможности всесторонне и глубоко изучить людей. Интересы жо обучения и воспитания, укрепления воинской дисциплины требует, чтобы офицер как можно скорее и лучше узнал своих подчинён­ных.

Возможности у каждого воспитателя в проведении индивидуальной работы, когда всё расписано распорядком дня по часам и минутам ограничены. Но творческое применение принципов, методов и форм, приёмов обучения поможет использовать личные резервы и даст прибавку в деле воспитания.

Система методов и приемов индивидуально-воспитательной работы

Методы изучения

подчиненного

- индивидуальная беседа

- изучение документов

- обобщение независимых характеристик

- личное наблюдение - анализ результатов

деятельности

- опросные методики:

анкетирование

интервьюирование

тестирование

- индивидуальный

контроль

Методы

индивидуального

воздействия на

личность

- убеждение

- пример

- поощрение (в т.ч. одобрение, похвала, выражение положительного отношения)

- индивидуальные

просьбы - создание

проблемных ситуаций -

индивидуальная ПОМОЩЬ

- индивидуальные

задания и поручения (доверие)

- индивидуальные

советы и разъяснения - Обсуждения

- упражнение -

Методы профилактики

и корректировки

- переубеждение -

переучивание

- индивидуальная

критика - реконструкция

характера

- напоминание,

замечание - осуждение

-запрещение - взыскание

2 этап: Выбор оптимальных форм, методов и приемов

Основные требования к выбору:

1)Повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательность и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге.

2)Связь воспитания с жизнь в России, с делами в стране, с задачами боевой подготовки

3)Соблюдение чувства меры в критике недостатков воина, опора

на его положительные качества

4) Конкретность, направленность на определённого военнослужащего.

5) Целеустремлённость в достижении определённых задач воспитания

6) Оперативность, возможность проведения в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение воин в различных ситуациях.

7) Планомерность, заблаговременная продуманность в деле оказания индивидуального влияния на военнослужащего.

В индивидуальной воспитательной работе индивидуальный подход реализуется через соответствующие МЕТОДЫ,ФОРМЫ и ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.

Практика показывает, что наиболее оправдавшими себя методами изучения военнослужащих в ходе повседневной жизни и службы являются:

1.Педагогическое наблюдение

2. Индивидуальные беседы (индивидуально-познавательная и индивидуально-воспитательная)

3. Использование мнения других лиц

4. Изучение документов

5. Письменные связи с родителями, коллективами и учебными заведениями, где раньше работали или учились военнослужащие.

Личные беседы, наблюдения, знакомство с анкетными данными - это лишь первый шаг к познание подчинённого. Наиболее правильным критерием суждения о подчинённом является его конкретные повседневные дела.

Рассмотрим особенности применения основных форм, методов и приёмов индивидуальной работы.

НАБЛЮДЕНИЕ. Предполагает не пассивное созерцание, а повсед­невную, активную и целеустремлённую деятельность, помогающую увидеть в общей массе воинов отдельного человека со всеми его положительными и отрицательными качествами, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Результаты наблюдений по изучению подчиненного целесообразно заносить в дневник наблюдений, затем делаются общие выводы об индивидуальных особенностях военнослужащего и мерах воспитательного воздействия.

БЕСЕДА Наиболее действенная форма индивидуальной рабо­ты. Для проведения беседы, имеющей воспитательные цели необходимо:

1) Хорошо знать индивидуальные особенности подчинённого, его силь­ные и слабые стороны

2) На этой основе решить: на какие стороны психики воина следует воздействовать, на какие струны души влиять, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.

3) Тщательно продумать какими идеями, положениями, фактами, примерами, аргументами следует воздействовать на разум и чувства подчинённого.

Для проведения беседы необходимым условием является её подготовка. Условно её можно разделить на 3 этапа:

I этап - ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ. Главная задача - снять напряжение и настороженность.

Например:

а) сказать несколько тёплых слов в адрес военнослужащего,

б) хорошая шутка в начале беседы также уменьшает отчуждение и снимает напряжение,

в) рассказать намного о себе.

II этап - ОСНОВНОЙ. В начале данного этапа задаётся несколько нейтральных вопросов о личности военнослужащего (интере­сах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем задаются вопросы интересующие проводящего беседу, как командира подразделения.

III. этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведённой беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции.

Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ - отражает ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы.

Дает возможность :

1) Проанализировать за определённый период состояние боевой учебы, уровень дисциплины.

2) Сравнить нынешние показатели с предыдущими периодами и на этой основе внести коррективы в индивидуально-воспитательную работу

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ - суть его, в сборе возможно большей информации о подчинённом, используя его сослуживцев и командиров.

Некоторые педагогические приемы индивидуального воздействия на личность военнослужащего

ОДОБРЕНИЕ, ПОХВАЛА - Выражается короткой репликой, подтверждающей, что воин действовал правильно.

НАГРАДА (ПООЩРЕНИЕ) - Применяется в том случае, когда необходимо отметить серьёзные достижения и поступки. При­меняется исключительно в том случае, если воин её заслужил.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГ ОТНОШЕНИЯ - расположение к подчинённому, приветливая улыбка, дружеский жест воспринимается как награда, при условии, что командир пользуется авторитетом.

ОСУЖДЕНИЕ - Должно быть справедливым. Может быть различной силы, в зависимости от мотивов проступка и характера воина, от деликатной до резкой формы.

ЗАПРЕЩЕНИЕ - Лишение какого-либо удовольствия : участия в мероп­риятии, экскурсии и т. д. Не применяется к нарушителям если это мероприятие является опорой в его воспитании.

ДОВЕРИЕ - Поручение подчинённому определённого ответственного дела, с учётом его характера и способностей.

УПРАЖНЕНИЕ - Организация обстоятельств, требующих от воина пра­вильных поступков, направленных своим содержанием на проявление черт характера подлежащих корректировки. Многократное правильное поведение послужит упражнением для формирования правильных качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по второму вопросу.

В индивидуальной работе нет универсальных, на все случаи жизни рецептов и правил. Лучшее средство воздействия на личность воина чуткость, заинтересованность, желание быть рядом, принимать на себя его заботы.

Нужна обыкновенная человеческая доброта. Человек устроен так, что на доброе к нему отношение он отвечает добром.

В заключении вопроса приведу слова Л.Леонова, который в юности сказал, что всякая работа над человеческой душой требует ума, такта, индивидуального подхода и умелой руки... Ни в какой другой операционной не нужна такая стерильность, как здесь, чтобы не занести в рассечённое тело инфекцию бездушия, неискренности, лжи.