logo
Конф пов 1,2 к семин

Индивидуально-психологические особенности трудных подростков

• Поведенческие нарушения, обусловленные особенностями возраста • Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения,

мотивы и потребности подростков • Характерологические особенности трудных подростков

Поведенческие нарушения, обусловленные особенностями возраста

Противоречие между нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их выполнять — су­щественный признак отклоняющегося поведения. Почему воз­никает это противоречие, что лежит в основе девиантного пове­дения? С одной стороны, отклоняющееся поведение обусловлено социально-педагогическими причинами. Например, неумение вести себя в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей и воспитателей — результат низкого уровня культуры семейных взаимоотношений и ошибок семейного воспитания, из­держек учебно-воспитательного процесса, невнимания учителей к ребенку, безразличия к его интересам, запросам и потребнос­тям со стороны школы и семьи. С другой стороны, в его основе лежат причины психофизиологического или психобиологического ха­рактера. Они возникают в определенный период возрастного раз­вития или проявляются вследствие каких-либо нарушений в фи­зическом или психическом развитии ребенка.

Многочисленные исследования (Л.И.Божович, Т. В.Драгуно-ва, А.И.Краковский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельд-штейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факто­ры, определяющие развитие психики ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования его характера, эмоционально-волевой и мотивационной сферами. На них, в свою очередь, оказывают влияние социально-педагоги­ческие факторы.

К психобиологическим причинам отклоняющегося поведения относят состояние здоровья и возрастные особенности подростков.

Состояние здоровья трудных подростков, особенно психиче­ского и психологического здоровья, внушает серьезные опасения. Экспериментальное обследование 700 трудных подростков, нахо­дящихся в массовых школах или в специальных коррекционных образовательных учреждениях, показало, что у 80 % из них име­ются признаки резидуально-органического поражения ЦНС анте-, пери- и постнатального генеза, наличие которых, как и начало проявления поведенческих девиаций, ретроспективно установ­лено в ясельном или дошкольном возрасте1. Исследователи выя­вили широкий спектр нарушений: задержку психического раз­вития, эписиндром, гипердинамический синдром, задержку ре­чевого и моторного развития, перинатальную энцефалопатию, гипертензионно-гидроцефальный синдром, минимальную моз­говую дисфункцию, аффективные расстройства, аутистическую симптоматику, детский церебральный паралич, расстройства вле­чений, ранние патохарактерологические реакции, задержку ин­теллектуального развития, невротические и неврозоподобные рас­стройства.

Психолого-педагогическое изучение таких детей установило снижение работоспособности, высокую утомляемость, слабость памяти на этапе воспроизведения, нарушение устойчивости, пе­реключаемое™ и распределения внимания, замедленный темп мыслительных операций. Дети, как правило, имели низкую дина­мику в успеваемости по основным предметам, недостаточный уровень знаний и сведений об окружающем, обедненность сло­варного запаса. Характерно негативное отношение к процессу обу­чения, учителям, наличие несколько завышенной самооценки при низком уровне притязаний, трудности установления эмоциональ­ных контактов со сверстниками. Таким образом, проблемы со здо­ровьем предопределили школьные трудности таких подростков и послужили одной из причин нарушений поведения.

Справедливости ради отметим, что нарушения здоровья, де­терминирующие девиации редко выступают в качестве единствен­ной причины. Результаты выборочных социально-педагогических и психологических исследований, показали, что в подавляющем большинстве случаев у трудных подростков с нарушениями здо­ровья уже с раннего детства и позднее обнаруживается влияние взаимодействующих средовых факторов, отягощающих неблаго­приятный биологический фон. К факторам, усугубляющим со­стояние ребенка, Н.А. Рычкова относит: 1) деструктурирован-ность семьи, неупорядоченность семейно-брачных отношений родителей, наследственную отягощенность нервно-психической па­тологией; 2) постоянную конфликтность, агрессивность во вза­имоотношениях между членами семьи вплоть до совершения опас­ных действий, алкоголизация родителей (или одного из них), тунеядство, аморальный образ жизни, пребывание в заключении, т.е. семейную дезадаптацию с антисоциальной направленностью; 3) отрицательное воздействие лиц ближайшей микросреды (род­ственники, соседи, друзья, имеющие асоциальное поведение).

Подростковый возраст имеет большое значение для развития личности человека. В этот период существенно увеличивается объем деятельности ребенка, качественно меняется его харак­тер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обус­ловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возник­новением новых образований, закладываются основы сознатель­ного поведения, вырисовывается общая направленность в фор­мировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психи­ческого развития подростка, его духовного становления. Поэто­му подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный и трудный. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с ок­ружающими, противоречивость действий и поступков, которая воспринимается взрослыми как аномалия, отклонение от обще­принятых правил. В. А. Сухомлинский, выделяя такие противоре­чия в духовном развитии подростка, считал их естественными и соответствующими данному периоду возрастного развития ребен­ка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетер­пимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизован­но это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратиться к взрослым. Это богатство желаний, разнообра­зие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное са­молюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружа­ет, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом пси­хофизиологических причин, обусловленных возрастными изме­нениями.

Для подросткового возраста характерно неравномерное разви­тие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной мас­сы от темпов роста костной системы. Исследователи показывают, что 12-летние подростки, имея рост 143—158 см, а массу тела 33—48,6 кг, через 3—4 года (в иных случаях в течение одного года) вырастают до 159—175 см, к 15 годам имеют массу тела 47,9—64,8 кг. Как видно из приведенных данных, для детей одно­го и того же возраста рост и вес имеет довольно существенные различия. Этому способствуют процессы акселерации — ускоре­ние темпов физического и полового развития детей.

В связи с неравномерностью роста и развития, у подростков наступает дисгармония координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но рез­кие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуа­ции, в которой они оказываются.

В связи с бурным ростом и перестройкой всего организма, у подростков резко возрастает интерес к своей внешности, фор­мируется новый образ физического Я. Из-за его чрезвычайной значимости подросток остро переживает все недостатки внешно­сти — реальные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к формирова­нию чувства неполноценности и даже неврозу.

Психологи констатируют влияние темпа полового созревания на образ физического Я и развитие самосознания в целом. Дети с поздним созреванием оказываются в менее выгодном положении. Даже девочки с ранним физическим развитием более уверены в себе и держатся спокойнее, хотя различия между девочками и не слишком заметны. Для мальчиков же сроки физического созрева­ния особенно важны. Физически более развитый мальчик силь­нее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях с девочками. Взрослые также с большим доверием и уважением относятся к физически крепкому подростку, чем к мальчику, выглядящему как ребенок. Исследования американских психологов показали, что отстающие в физическом развитии маль­чики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неесте­ственно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Несоответствия развития сердечно-сосудистой системы, сопро­вождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кро­веносных сосудов, также ведут к нарушениям психического и физического самочувствия ребенка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, непри­ятными ощущениями в области сердца. Не понимая своего состоя­ния, стыдясь самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его само­чувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологиче­ском, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе и противоположному полу. Процесс полового созревания, по убеждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), со­провождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрез­мерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Подросток просто вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать по выражению медиков «гормональ­ную бурю». Общую эмоциональную нестабильность возраста уси­ливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс по­лового созревания. Большинство мальчиков все больше начинают осознавать истоки этого возбуждения, у девочек же в большин­стве случаев сексуальные ощущения неотчетливы и играют на­много меньшую роль в общей эмоциональной жизни.

Подростковый возраст — период бурных внутренних пережи­ваний, эмоциональной нестабильности. Подростки особенно чув­ствительны и у них часто и резко меняется настроение. В иссле­довании 14-летних подростков, проведенном М.Раттером, было обнаружено, что половина из них временами чувствует себя на­столько несчастными, что они плачут или хотят бросить всех и все.

Приблизительно четверть из них сообщила, что иногда им кажет­ся, что люди смотрят на них, или говорят о них, или смеются над ними. Каждый 12-й подросток признался, что у него временами возникают идеи самоубийства, однако лишь изредка подобные идеи оказывались устойчивыми. Тревога и депрессия — обычные явления в среде подростков. М. Раттер утверждает, что депрессив­ное состояние является характерным расстройством, которое впер­вые возникает в подростковый период. Хотя эмоциональные и по­веденческие расстройства могут начинаться как в переходном, так и в более раннем возрасте, основное различие заключается в том, что эмоциональные депрессивные состояния типичны именно для подростков.

Физиологические и эмоциональные особенности подростко­вого возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спо­койно, у других — ярко, всплесками. Это зависит от самого под­ростка, но во многом конечно же от родителей, учителей, воспи­тателей. Все это в значительной степени определяет поведение ребенка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

Появление психических новообразований в подростковом воз­расте сопряжено со сложностями его перехода из состояния дет­скости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. И вот эти «уже» и «еще» создают массу проблем для подростка и его окружения.

Стремление к взрослости проявляется у подростка как потреб­ность в приобщении к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся внешние признаки взрослости: облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Под­росток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требова­ниям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жиз­ненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического раз­вития подростков.

Различные направления в развитии взрослости определяются разными образцами, на которые подросток равняется в приобре­тении взрослости. Ориентация на образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее на­правление в формировании личности подростка.

Исследователи выделяют основные направления взросления со­временных подростков:

1. Подражание внешним признакам взрослости. Подражание внеш­ним признакам является для подростка самым легким путем до­стижения взрослости. Опасность такого пути заключается в появ­лении и закреплении вредных привычек, стремлении к легкой, «красивой» жизни.

2. Подражание качествам «настоящего мужчины». Мальчики-подростки (а в последнее время данная тенденция отмечается и среди девочек) активно ориентируются на определенное содер­жание мужского идеала — силу, смелость, выносливость. В груп­пах подростков существует иерархия по силе. Высокая оценка по линии мужественности чрезвычайно важна для мальчика-подро­стка в целях самоутверждения. Отсюда — драчливость, боязнь по­казать себя «слабаком», «девчонкой». При недостаточном нрав­ственном воспитании у подростков формируется культ силы вне зависимости от ее моральной направленности.

3. Взрослый как образец деятельности. В условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности развивается социально-моральная взрослость. Подросток равняется на взрос­лого как на образец, занимает позицию его помощника. В это вре­мя мальчики стремятся овладеть разнообразными взрослыми уме­ниями — чинить, ремонтировать, водить машину, паять радио­технику, разбираться в компьютерах и т.п. Девочки учатся шить, вязать. Проблема трудных подростков заключается в том, что они зачастую не имеют в близком окружении взрослого, способного выступить в качестве образца деятельности.

4. Развитие взрослости в познавательной деятельности. Обычно по этому направлению идут дети родителей, уделяющих боль­шое внимание познавательному развитию детей. Для подростка характерны любопытство и любознательность. Он открыт к вос­приятию нового, интересного, однако наибольший интерес у подростка вызывают те сведения, которые взрослые скрывают от него по разным причинам. Один подросток как-то поделился своим предположением, что если бы взрослые объявили запрет­ным чтение романа «Война и мир», то подростки зачитали бы его до дыр.

Взросление подростка может происходить по-разному. Охарак­теризуем три его основных этапа.

На первом этапе развития противоречий отмечается пол­ное расхождение во мнениях между взрослым и подростком; пре­тензии подростка на большую самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществимые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у подрост­ков агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого.

На втором этапе противоречия носят эпизодический ха­рактер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требовани­ям подростка, разрешать то, чего не разрешали раньше. В такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.

На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенденцию взросления со стороны подростков, и изменение социальной ситуации их поведения в связи с данной тенденцией. Возникает больше доверия и уваже­ния к личности подростков. В зависимости от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхож­дения подростка во взрослую жизнь, а следовательно, его поведе­ния.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать собственное Я, понять свое предназна­чение, место среди сверстников заставляет подростка вглядываться в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможно­сти. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка мо­жет быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, тогда потребности в самовыражении резко изме­няются, становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутвержде­нии может сложиться негативное поведение. Это может быть ут­верждение с помощью силы, лжи, обмана, вызывающего, де­монстративного поведения. Это могут быть драки со сверстника­ми, дерзкое поведение в классе перед учителями. Самоутвержде­ние может осуществляться на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов «взрослой жизни»: употребление спирт­ных напитков, сексуальные связи).

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспи­тания. Оценивая свои способности и возможности в сравнении со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою про­грамму самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обоб­щенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к ре­альной действительности. И если идеал имеет положительную направленность (а весь учебно-воспитательный процесс школы и старания родителей направлены на это), то подросток будет фор­мировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядоч­ность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у него есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды. «Нравственный идеал подростка — исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеоб­разным внутренним критерием самооценки, регулятором собствен­ного поведения»1.

В самооценке и самоопределении подростка важную роль игра­ют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявля­ются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении — одна из ведущих, определяющих в под­ростковом возрасте. Только в общении происходит обмен инфор­мацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток становится членом классного и общешкольного кол­лектива, группы сверстников, которые являются для него все бо­лее авторитетными и личностно значимыми.

Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

К подростковому возрасту в основном сформирована готов­ность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реа­лизации этой готовности имеются не у всех подростков. В сред­них классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования, и мотивация к учебной деятельности учеников. Поэтому и инте­рес к учебной деятельности у подростков различен. У одних — познавательные интересы носят аморфный характер и отличают­ся изменчивостью и ситуативностью, у других — охватывают ши­рокий круг учебных предметов и учебной деятельности, у треть­их — проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании по­ложительного отношения к учению подростков играет понима­ние значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понима­ния. Отсюда — снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или школе вообще, опоздания, пропуски уроков. Все это ведет к неуспевае­мости, проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей.

Неуспеваемость — один из показателей педагогической запу­щенности школьников. Зачастую именно неуспеваемость может служить причиной девиантного поведения. Так, по мнению М. Рат-тера, плохая успеваемость приводит подростка к разочарованию,

он становится недоволен школой и отношениями с учителями, решает, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на сложившуюся болезненную ситуацию.

Таким образом, возрастные особенности подростков, проти­воречивость и неадекватность их действий и поступков, желаний и возможностей при отсутствии теплых, доверительных отноше­ний со взрослыми могут провоцировать трудности поведения и общения, сложности в школе и дома, делая подростка трудновос­питуемым.