Теория Эрика Эриксона
Эрик Эриксон — представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, этнические и исторические особенности воспитания ребенка во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации, строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести термин "идентичность" личности — один из центральных во всей теории. Этот термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью. Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека. Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из познавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта... является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем и жизненным планом группы". Следует подчеркнуть, что человек стремится к обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена потребность в психосоциальной идентичности.
Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом. Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно — в первом случае происходит нормальное развитие, во втором — ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т. п., но всегда это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". Безусловно, следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности, игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе выполняет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию.
Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации соответствуют модальности удерживания и отпускания — связь практически прямая.
Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства — как было уже сказано выше, он в своих разработках вышел за пределы детства человека.