Борис Герасимович Ананьев
Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.
В структуру личности входят такие свойства:
определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
А.В. Петровский считает, что структура личности состоит из единства 3-х сторон:
Интраиндивидная. В первую очередь в нее входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.
Интериндивидная. Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована. Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида (личностное самоопределение, групповая идентификация и т.д.)
Метаиндивидная. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы так или иначе связанных с ним людей.. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» получил название персонализации. Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека — потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Обобщая изложенные выше точки зрения и подходы к пониманию категории «Личность» сделаем уточнение. Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих
Несмотря на существование разных научных подходов к личности, отечественными психологами в качестве ведущей характеристики Личности выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:
Как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн);
Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
Как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев);
Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения – показатель зрелости Личности.
Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.