logo
Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследования

Одна из задач, часто встречающихся в работе педагога-психолога - выявление динамики развития психических познавательных процессов учащихся. В этом случае диагностическое обследование проводится дважды: в начале и в конце определенного периода времени. Важный момент здесь -- сопоставление результатов двух обследований и выявление наличия или отсутствия изменений. Это позволяет сделать выводы об особенностях развития детей за данный период, о темпах развития психических процессов, о результативности педагогической и психологической коррекционной работы. Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки Эксакусто, Т.В., Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы. (второе издание). Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - С. 117.

Опытно-экспериментальной базой по проверке состоятельности гипотезы является МОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Исследованием было охвачено 25 учащихся 1 «А» класса. В классе обучается 11 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей - 6-7 лет. Большинство учащихся в данном классе проживают в крайне неблагоприятных социальных условиях. Не посещали дошкольные образовательные учреждения 8 детей из класса, данные дети отнесены к группе педагогически запущенных и поставлены на учёт у социального педагога. Занятия организованы и проведены в рамках внеклассной работы педагога-психолога с учащимися

Объект исследования: учащиеся 1 «А» класса.

Предмет исследования: уровень развития психических познавательных процессов учащихся.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в отборе и апробации методов и приемов включения в процесс обучения упражнений и занятий в игровой форме, способствующих повышению уровня развития психических познавательных процессов младших школьников.

Гипотеза: Предположим, что включение в процесс внеклассных занятий психологических упражнений и заданий в игровой форме будет способствовать существенному повышению уровня развития психических познавательных процессов школьников.

Задачи исследования:

1. Провести исследование развития психических познавательных процессов учащихся на основе выбранных диагностических методик.

2. Проанализировать результаты полученных в ходе диагностического исследования данных. Выявить особенности и уровень развития психических познавательных процессов учащихся 1 «А» класса, подтвердить состоятельность гипотезы.

Содержательная диагностика познавательной деятельности младшего школьника предполагает оценку развития следующих основных психических познавательных процессов:

-восприятие - целостное отражение объектов окружающей действительности в их образах;

-мышление - опосредованное, обобщённое отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях;

-воображение - процесс создания новых образов, идей, программирование ситуаций и развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта;

-память - запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта;

-внимание - сосредоточение сознания на определённом объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Существует значительное количество методик оценки развития конкретного психического процесса, которые различаются по следующим параметрам:

форма проведения (индивидуальные, групповые);

изучаемый психический процесс (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение);

характер показателей (качественные, количественные);

степень формализованности процедур диагностирования - проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;

достоверность полученных результатов (надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности;

уровень прогностической валидности (валидные, невалидные, с неизвестными показателями валидности). Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное и методическое пособие. М.: «Академия», 2006. - С. 52

Опытно-экспериментальная работа проводится в рамках формирующего эксперимента и состоит из трех этапов:

Организационный - изучение социологической, психологической, педагогической, учебной литературы по проблеме диагностики и развития психических познавательных процессов; формирование научного аппарата: определение рабочей гипотезы, конкретизация цели, задач, объекта и предмета исследования, подбор и апробация методов исследования.

Опытно-экспериментальный - уточнение цели, задач, методов исследования, проведение диагностического обследования учащихся на начало и конец исследования, в ходе которого осуществлялось обследование каждого испытуемого. Сбор и обработка результатов.

Заключительно-обобщающий этап исследования представляет собой обобщение, осмысление и систематизацию результатов полученных в ходе формирующего эксперимента исследования, формулирование выводов и оформление работы.

Диагностическое обследование направленно на выявление уровня сформированности познавательных процессов учащихся на начальном этапе исследования. Психодиагностика детей, проводится с помощью комплекса методик, и позволяет решить следующую задачу:

Выявить имеющиеся задатки и способности, определить на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы учащихся.

Основная часть экспериментального исследования направлена на развитие психических познавательных процессов учащихся с использованием занятий в игровой форме.

Повторное диагностическое обследование учащихся проводилось с использованием тех же диагностических методик, что и на начальном этапе. Основная цель - выявить изменения в развитии познавательных процессов учащихся.

Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, личностному развитию. И, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к учащимся, необходимо удостовериться в том, что методика интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

В ходе исследования использовались тестовые задания, индивидуальные беседы и анкетирование. Предпочтение было отдано тестовым методам, так как это стандартизированные, представляющие собой специальное задание или систему заданий методики. Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.

Традиционный подход к классификации познавательных процессов представляет В.П. Беспалько и В.Д. Шадриков. Данная характеристика познавательных психических процессов представлена в Приложении А.

Комплекс диагностики развития познавательных процессов, включает систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития младших школьников (сферу познавательных процессов).

Психодиагностика детей должна решать следующие задачи:

1. Выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы учащихся 1 «А» класса;

2. Выявить имеющиеся задатки и способности.

На начальном этапе эксперимента, с помощью представленного в Приложении Б комплекса методик, проведена диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 1«А» класса. В ходе диагностики было выявлено, что низкий уровень развития:

- внимания у 11 учащихся

- памяти у 16 учащихся

- мышления у 18 учащихся

- речь у 10 учащихся

- восприятие у 2 учащихся

- воображение у 8 учащихся

Результаты, полученные в ходе проведения исследования, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога-психолога, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных способностей учащихся и применить на внеурочных занятиях на основе представлений соответствующие игры и упражнения.

Анализ результатов проведённого исследования показал, что уровень развития психических познавательных процессов довольно низкий у большинства учащихся 1 «А» класса и ниже уровня соответствующего возрастной норме. Очевидно, что в исследуемом классе показатели развития отдельных психических процессов многих школьников находятся на недопустимо низком уровне. На основании полученных данных было решено использовать психологические занятия и упражнения в игровой форме на внеклассных занятиях с педагогом-психологом.

Цель следующего этапа исследования - экспериментальным способом апробировать возможность использования в процессе обучения комплекса упражнений и заданий в игровой форме с целью повышения уровня развития психических познавательных процессов учащихся 1 «А» класса.

На данном этапе проведена подборка комплекса заданий, в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.

Основываясь на полученных результатах в ходе экспериментального исследования, занятия проводились с учащимися, развитие психических познавательных процессов которых, находится ни среднем и низком уровне. Практическая работа была проведена с сентября по ноябрь 2009 года и состояла из 10 внеклассных занятий с использованием комплекса упражнений и занятий продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводились два раза в неделю, так как это наиболее приемлемо и удобно. При этом ребята, с одной стороны, не перегружены и не испытывают нехватки времени на другие дела, а с другой стороны - приобретаемые интеллектуальные навыки не успевают забыться и интерес к занятиям не угасает. Комплекс заданий и упражнений, используемых на занятиях, представлен в Приложении В.

В Энциклопедическом словаре понятие «игра» формулируется так: «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [25, C.80]. Игровая форма как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание многих современных ученых, психологов, педагогов. Специалисты указывают, что игровая форма - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания и для воздействия на ребёнка, является, конечно, игровая форма [18, C.41].

В ходе практической работы определены правила проведения занятий:

- прежде чем начать занятие в игровой форме, необходимо создать у детей эмоциональную установку, то есть настройку, обеспечивающую организационные предпосылки игровых задач, активизирующей внутренние ресурсы каждого ребенка;

- необходимо познакомить детей с правилами и игровыми действиями;

- в заключение необходим анализ результатов деятельности.

Методика проведения внеклассных занятий заключается в следующем:

1. подготовка (объявление названия, сообщение о расположении участников, объяснение хода внеклассного занятия, показ отдельных действий, раздача необходимых предметов);

2. проведение внеклассного занятия;

3. подведение итогов внеклассного занятия, при котором осуществляется рефлексия, происходит обобщение игры (по желанию каждый из участников может высказать свои мысли) Рабочая книга практического психолога. Издание 7-е. Психологический практикум. Популярное издание. Ежова, Н.Н. - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - С. 98.

В ходе практической работы со школьниками обсуждались такие вопросы, как «Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?», «Что ты чувствуешь, когда хочешь что-либо сказать, а в это время все заняты своими разговорами?», «Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?». Звучащие фоном фрагменты музыкальных произведений привлекали внимание ребят, эмоционально успокаивали их и настраивали на общение. Наблюдение показало, что школьникам было интересно участвовать в играх. Тем самым игровая деятельность способствовала реализации задачи активизации внутренних ресурсов детей и осознанию необходимости внимательно слушать друг друга и учителя.

Основываясь на материале проведённого исследования можно выделить следующие рекомендации педагогического руководства игровой деятельностью в ходе психологических занятий и упражнений:

- Сведения об окружающем, которые дети должны усвоить, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, должны создавать в сознании яркие образы, которые ребенок стремился бы воплотить в игровом действии.

- Начинать следует с организации занятий, наиболее близких к детям.

- Руководитель должен не только помогать детям оформлять сюжет игровой деятельности, но и предавать определенную нравственную направленность, но необходимо учитывать интересы детей.

- Руководитель должен следить за тем, что бы каждый ребенок был участником занятия и участвовал в играх и упражнениях, мог объяснить партнерам замысел, убедить в справедливости требований.

- Очень важны систематические занятия в плане решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Построение образов в таких упражнениях приобретает творческий, сознательный, активный характер.

- Полезно воспитателю принимать участие в игре в качестве партнера и показывать детям образец ролевого поведения.

- Большое влияние на характер и содержание психологических занятий в игровой форме оказывает произведение художественной литературы и книжной иллюстрации.

Технология психологических занятий в игровой форме состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. Включает разработку сценария -- условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

Ввод в занятие. Объявляются участники, условия занятия, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

Процесс занятия. С началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если уходят от главной цели.

Анализ и оценки результатов. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Содержание занятий помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:

- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

При реализации занятий необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие привлекательность психологических занятий в игровой форме:

- Игровая оболочка. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение поставленной целицелей.

- Включенность каждого учащегося в процесс занятия.

- Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия.

- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы выполнение было связано с развитием нескольких познавательных процессов одновременно.

- С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень развития участников; и, во-вторых, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Диагностика развития психических познавательных процессов должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики и коррекции недостатков и трудностей, возникающих при дальнейшем обучении.

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к психологическим занятиям, упражнениям, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы.

Внеклассные занятия в игровой форме способствуют развитию социальной перцепции, умению понимать и оценивать свою личность, а также личность и деятельность других детей, воспитывают большую терпимость к людям, более дружелюбное отношение, снижает агрессивность, приводят к осознанию неизбежности различий между людьми, а это способствует развитию познавательных процессов.

2.2 Сравнительный анализ влияния упражнений и занятий в игровой форме на развитие познавательных процессов младших школьников

По результатам проведённого исследования в 1 «А» классе, выявлено, что дети имеют очень низкие показатели развития психических познавательных процессов. Результаты, полученные в ходе повторного диагностического исследования учащихся, сравнивались с результатами, полученными в начале исследования. С этой целью диагностики были использованы первоначальные диагностические методики. Сравнительный анализ результатов развития познавательных процессов до и после проведения психологических занятий с использованием упражнений и заданий в игровой форме представлен в таблице 2:

Таблица 2 - Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на начало и конец эксперимента в процентах

Этап исследования

внимание

память

мышление

речь

восприятие

воображение

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

На начало

20

36

44

8

28

64

8

20

72

12

48

40

56

36

8

44

24

32

На конец

48

32

20

32

44

24

32

44

24

72

24

4

56

36

8

76

20

4

Из этих данных и данных анализа работ на начальном и на конечном этапе исследования можно сделать вывод, что качественные изменения в данном классе достаточно высокие.

Сравнительный анализ данных эксперимента позволяет сделать вывод, что уровень развития познавательных психических процессов в 1 «А» классе, где проводились занятия и использовались упражнения, значительно изменился. Количество детей имеющих высокий уровень развития внимания стал на 28 % больше, чем на начальном этапе диагностики. Уровень развития памяти повысился на 24 %, мышления на 20 %, воображения на 32 %.

Результативность проведенной работы по развитию познавательных процессов младших школьников с использованием игр очевидна и представлена в линейных диаграммах.

На рисунке 1 представлен сравнительный анализ результатов исследования внимания на начало и на конец эксперимента. Сравнительный анализ данных исследования показывает, что в 1 «А» классе высокий уровень развития внимания увеличился на 28 %. Показатели среднего и низкого уровня устойчивости внимания в 1 «А» классе соответственно уменьшились.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов исследования внимания

И, хотя показатели развития внимания свидетельствуют, что в исследуемом классе все еще остаются дети, уровень развития внимания которых ниже нормы, думается, что целенаправленное продолжение работы в данном направлении будет эффективным средством активизации процесса развития внимания учащихся.

После проведения занятий было проведено повторное диагностическое исследование памяти. В ходе сравнительного анализа данных представленных на рисунке 2 было выявлено, что у учащихся изменился уровень развития памяти, а именно стало меньше детей, уровень развития памяти которых низкий на 40%, количество детей, уровень развития внимания которых стал высоким, увеличилось на 24%. Данные изменения повлияли на успеваемость в классе. Учителем было отмечено, что дети легче запоминают стихотворения и рассказы, прочитанные вслух, легче воспроизводят материал, изучение которого сопровождается моторными движениями.

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов диагностического исследования памяти учащихся 1 «А» класса

Анализ результатов диагностики мышления на начальном и конечном этапах исследования, представлен на рисунке 3. Данные свидетельствуют о том, что средний и высокий уровень развития мышления у учащихся 1 «А» класса повысились на 24 % каждый, соответственно, снизился показатель низкого уровня развития мышления.

Повышению уровня развития мышления способствовало систематическое проведение психологических занятий в игровой форме, в ходе которых учащимся предлагались задания на анализ и классификацию понятий, выполнение упражнений способствующих развитию логического мышления, решение логических задач.

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов диагностики развития мышления.

Сравнительный анализ результатов диагностики, представленный на рисунке 4 показал, что психологические занятия и упражнения в игровой форме способствуют развитию не только психических познавательных процессов, но также речи и коммуникативных функций учащихся. Это связано в первую очередь и с тем, что в процессе занятий учащимся приходится общаться, участвовать в сожетно-ролевых играх, выполнять задания в группах и парах.

Рисунок 4. Сравнительный анализ диагностики развития речи учащихся.

Анализ результатов диагностики восприятия представленных на рисунке 5 показал, что данный психический процесс у учащихся на начальном и конечном этапе имеет одинаковые результаты. Это связано в первую очередь с тем, что в ходе констатирующего эксперимента были получены достаточно высокие результаты. Высокий и средний уровень развития восприятия имеют 92% учащихся, а низкий уровень всего только у двух учащихся.

Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов диагностики восприятия

Анализ развития воображения учащихся позволяет сделать вывод, что воображение учащихся значительно улучшилось в ходе психологических занятий и упражнений. Данные, представленные на рисунке 6, показывают, что высокий уровень развития увеличился на 32 %, то есть у восьми учащихся. Соответственно и низкие показатели развития уменьшились, только один учащийся имеет низкий уровень развития воображения. Трудности связаны в первую очередь с ЗППР, на основании медицинского заключения.

Рисунок 6. Анализ результатов развития воображения учащихся.

Данные рисунки фиксируют результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у учащихся. Анализ результатов на начало и конец эксперимента позволяют проследить положительную динамику развития психических познавательных процессов у учащихся 1 «А» класса.

Таким образом, внеклассные психологические занятия и упражнения в игровой форме - эффективное средство развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, для подтверждения гипотезы исследования

1.Было проведено исследование уровня развития психических познавательных процессов учащихся первого класса. Исследования проводилось на материале достаточного количества совершенно разных методик, которые рассматривают развитие познавательных потребностей с различных позиций:

2.Очень важно именно в младшем школьном возрасте выявить требующие коррекции особенности и недостатки в развитии психических познавательных процессов, необходимых для успешного обучения в школе.

В соответствии с выявленными недостатками развития основной целью коррекционно-развивающей работы психолога должно стать развитие до оптимального уровня психических познавательных процессов посредством использования специальных заданий и упражнений:

- коррекционно-развивающие задания, построенные на материале занятий.

- коррекционно-развивающие задания, построенные на внеучебной деятельности детей.

Частота обращения к коррекционно-развивающим заданиям зависит от индивидуальных потребностей учащихся. Эффективность проводимой работы будет высокой при условии совместного участия педагогов, психолога, логопеда и родителей.

Ещё в группах предшкольного образования преподавателям следует обратить внимание на развитие психических познавательных процессов. Усовершенствование пространственного восприятия, анализа пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительного анализа, сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук, фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Основываясь на вышеизложенном материале, необходимо отметить, что

-грамотно подобранная комплексная диагностика и своевременная оценка уровня развития психических процессов школьников влияют на дальнейшее обучение ребенка в школе.

-на основе полученных данных можно говорить об эффективности влияния упражнений и заданий в игровой форме в рамках внеклассных занятий на уровни развития психических познавательных процессов младших школьников.

- кроме того дети, регулярно посещающие психологические занятия имеют большую возможность развития психических познавательных процессов. Так на основании полученных в ходе диагностического обследования данных высокие показатели развития мышления увеличились с 8% до 32%, внимания с 20% до 48%, памяти с 8% до 32%, воображения с 44% до 72% учащихся. Полученные результаты убеждают в состоятельности гипотезы исследования, и в эффективности применения заданий и упражнений в игровой форме.

Заключение

В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время написания работы показывает, что учебная и развивающая деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться и закладываться основные предпосылки развития психических познавательных процессов, которые необходимы учащимся при дальнейшем обучении в школе. Психические познавательные процессы получают наибольшее развитие в том случае, когда вырабатываются такие качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей.

Уровень обучения и воспитания в современном образовательном учреждении в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству).

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования во внеклассной работе психологических занятий и упражнений в игровой форме,

Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого не использовалась игровая форма. Это объясняется, прежде всего, тем, что в занятиях игровой формы органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В ходе проведённого исследования прослеживается положительная динамика развития психических познавательных процессов, представленная на рисунках и в таблицах.

На внеклассных занятиях использовалась игровая форма, как средство развития познавательных процессов. Так как играть дети очень любят и активно включаются в изучение материала, с интересом выполняли все условия задания и игры, стараясь добиться хороших результатов.

Детям характерен повышенный интерес к игровым элементам, через которые познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи) с использованием игр и упражнений.

Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:

- во-первых, занятия должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;

- во-вторых, при организации занятий необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных детей

- в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога-психолога.

В работе:

1. Дана характеристика познавательных процессов.

2. Выявлены особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

3. Определено содержание игр и упражнений, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников.

Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

Анализ методической литературы убеждает в том, что при развитии познавательных процессов учащихся необходимо учесть следующие условия:

- Активное и добровольное участие каждого ребёнка в предлагаемых заданиях и упражнениях, вызывать у учащихся интерес к выполнению.

- Развитие у детей чувства собственного достоинства и укрепление веры в себя, свои силы и возможности.

- Упражнения должны быть интересными и оптимальными для выполнения ребёнком и содержать задания творческого характера.

- Проведение занятий должно быть систематическим: два раза в неделю с каждой группой, по 25-30 минут.

- Группа, с которой проводится занятие, не должна включать детей только одного пола и по численности превышать 12 учащихся.

- Обязательным элементом занятия является рефлексия состояния учащихся, каждый учащийся должен высказать, что узнал нового на занятии.

Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и выполнить задачи. Экспериментальным путём подтвердить состоятельность гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:

1. Хорошо успевающие ученики обычно имеют достаточно высокий уровень развития психических познавательных процессов.

2. Благодаря анализу результатов исследования психических процессов выявлено, что учащиеся, имеющие более высокие показатели развития познавательных процессов в основном, имеют более высокую успеваемость.

Полученные знания в области развития психических познавательных процессов, будут использованы при написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работах, при подготовке к семинарским занятиям и родительским собраниям, в профессиональной и трудовой деятельности. Значимость работы заключается в применении полученных знаний и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми и повышения продуктивности запоминания учебного материала.

Глоссарий

Понятие

Определение

1.

Ощущение

Отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

2.

Развитие

Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние

3.

Психические процессы

процессы, происходящие в психике, отражаемые в динамически изменяющихся явлениях психических: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении и пр.

4.

Психические состояния

это временные целостные состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности

5.

Психические познавательные процессы

это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, способствующие познанию, расширению знаний

6.

Высшие психические функции

Функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление

7.

Методика

способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

8.

Метод

прием, способ, образ действия; способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо

9.

Органы чувств

нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях во внешней среде (экстерорецепция) и в организме субъекта (интерорецепция)

10.

Валидность

Показывает, насколько данный текст измеряет те показатели, для измерения которых он предназначен

11.

Восприятие

целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

12.

Воспроизведение

Актуализация ранее сформированного психологического содержания в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей

13.

Восприятие пространства

Восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором оно находится

14.

Мышление

Процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

15.

Представления

процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира

16.

Воображение

психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося отражения действительности; процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений, способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов обретенных в прошлом опыте

17.

Внимание

это избирательная направленность сознания человека на определённые предметы и явления; сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении

18.

Произвольное внимание

такое внимание, которое возникает в результате сознательных усилий направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности, самое простое и генетически исходное

19.

Концентрация внимания

способность сосредоточиться на главном в деятельности, отвлекаясь от всего, что находится за пределами решаемой задачи

20.

Распределение внимания

возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций

21.

Непроизвольное внимание

внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент

22.

Память

процесс, осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта; выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

23.

Виды памяти

структурные особенности памяти, связанные: с характером запоминаемого материала, механизмами запоминания; и с длительностью хранения информации.

24.

Запоминание

активный процесс селективного отбора поступающей информации для: включения в уже существующую систему ассоциативных связей и последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного.

25.

Забывание

активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено

26.

Психодиагностика

область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов расположения индивидуальных особенностей человека

1.

постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве.

Список использованных источников

1. Акимова, М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Учебное и методическое пособие. - Обнинск, 2006. - 208с.

2. Аникина, Г. Думаем играя. // Вопросы психологии. 2007. - № 15, С. 34 - 42

3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Учебное пособие. - М.: Ось, 2005 - 172с.

4. Баринова, Н. Внимание! Внимание. // Вопросы психологии. 2008. - № 18, С. 17 - 24

5. Богданова, Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - Учебное издание. М.: Аспект Пресс, 2006. - 363с.

6. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. Методическое пособие. Спб. Питер. 2006. - 148с.

7. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - Т.1 (А - О). - М.: Вече; АСТ, 2006. - 598с.

8. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - Т.2 (П. - Я). - М.: Вече; АСТ, 2006. - 553с.

9. Васильева, Н.Н., Новотворцева, Н.В. Развивающие игры для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия, 2005. -208с.

10. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2008. - 326с.

11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ, 2008. - 234с.

12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т.- М.: Просвещение, 2006.- т. 2 - 421с.

13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2005. - 317с.

14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. Учебное пособие. Ростов н. /Д.: «Феникс», 2005. - 420с.

15. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. Учебное и методическое пособие. - М.: «Просвещение», 2008. - 340с.

16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. Слободчикова, В.В. СПб. Питер, 2007. - 216с.

17. Гуревич, К.М., Борисова, Е.М. Введение в психодиагностику. Учебное пособие - издание второе, М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 195с.

18. Данилова, Е.И. Энциклопедия развивающих игр. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. - 320с.

19. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. - 218с.

20. Дмитриев, В.Н. - Игры для детей школьного возраста. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.: Издательский дом МСП, 2005. - 270с.

21. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба. Методические разработки для школьного психолога. - СПб. Питер, 2005.- 268с.

22. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии. 2006. - №2, С. 80 - 84

23. Елагина, М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 2005. - №4, С.37 - 42

24. Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешкова, Т.А. Внимание школьника. Методические разработки. М.: Издательство «Просвещение», 2007. - 149с.

25. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - Методическое пособие. М.: издательство «Академия», 2005. - 117с.

26. Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер. проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. - 315с

27. Игры, обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского, В.В. Методическое пособие. М.: Академия, 2007. - 153с.

28. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров: Материалы для специалиста образовательного учреждения / под редакцией Н.И Филимоновой. - СПб: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2005. - 103с.

29. Каргина, А.Т. Эффективные способы запоминания учебного материала // Вопросы психологии. 2005. - №11, С.48 - 52

30. Крайг, Г. Психология развития Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: изд-во "Наука", 2006 - 327с.

31. Крутецкий, В.А. «Психология» Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: изд-во «ЭКСМО - Пресс», 2007. - 348с.

32. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 464с.

33. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов под. ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2007. - 320с.

34. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Академия, 2005. - 219с.

35. Локалова, Н.П. Школьная неуспешность: причины, психокоррекция, психопрофилактика. (М. Степанова) // Вопросы психологии. 2009. - №11, С. 48 - 50

36. Маклаков, А.Г. Общая психология. - Серия «Учебник нового века» Учебник для студ. Вузов. СПб. Питер, 2006. - 322с.

37. Маклаков, А.Г. Психические познавательные процессы. Хрестоматия -- Серия «Учебник нового века» Учебник для студ. Вузов. СПб. Питер, 2005. -- 381с.

38. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6 - 12 лет. Методические разработки для школьного психолога. - М.: «Академия», 2005. - 160с.

39. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 318с.

40. Немов, Р.С. Психология В 3-х томах, Т.3 - Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 387с.

41. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное и методическое пособие. М.: «Академия», 2006. - с.218

42. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З. Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и другие - М.: Интеллект-Центр, 2006. - 104с.

43. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 640с.

44. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 2005. - 142с.

45. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2007. - 184с.

46. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Учебное и методическое пособие. - СПб, 2006. - 286с.

47. Психологические тесты. Том 2. Учебное издание под редакцией Павлова, А.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006 - 248с.

48. Рабочая книга практического психолога. Издание 7-е. Психологический практикум. Популярное издание. Ежова, Н.Н. - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 314с.

49. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В Дубровиной. Учебное и методическое пособие. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. - 278с.

50. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к развитию познавательных способностей дошкольников и младших школьников: Учебное пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 162с.

51. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - Учебное и методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 3-е изд., перераб. и доп. 2005. - 332с.

52. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб. Питер, 2008. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»).

53. Серия «Эрудит». Психология. Под ред. Фатиевой, И.Ю. Справочник. - М.:ООО «Издательство Мир книги», 2008. - 193с.

54. Степанов, С.С. Азбука детской психологии. Учебного пособия для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

55. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. Серия Справочники. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96с.

56. Тестирование в психологической диагностике. Сост. Поздняков, С.В. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

57. Уфимцева, Л.В. Вместе весело играть // Вопросы психологии. 2006. - № 3, С. 48 - 54

58. Цзен, Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Учебное и методическое пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 84с.

59. Шелопухо, О.А. Популярная психология для родителей. Популярное издание. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. - 320с.

60. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Учебного пособия для студентов высших учебных заведений. М.: Издательство «Просвещение», 2005. - 187с.

61. Эксакусто, Т.В., Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы. (второе издание). Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 448с.

Приложение А

Характеристика познавательных процессов

Познавательные процессы

Определение

Свойства

Виды

Методы и приемы развития

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности

Избирательность,

Объем,

Распределение,

Концентрация,

Устойчивость,

Переключаемость

Непроизвольное,

Произвольное,

Постпроизвольное

ь Соревновательные моменты,

ь Нетрадиционный вопрос,

ь Контроль и оценка самих учащихся,

ь Комментированное управление

Память

Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

Объем запоминания,

Точность,

Длительность хранения,

Скорость запоминания

Кратковременная и долговременная,

Словесно-логическая, образная,

Произвольная, непроизвольная,

Механическая, смысловая

ь Группировка,

ь План,

ь Классификация,

ь Структурирование,

ь Схематизация,

ь Аналогия,

ь Перекодирование,

ь Ассоциация,

ь Повторение,

ь Метод локальной привязки

Мышление

Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях

Дополнительность - симметричность,

Сознательность- интуитивность,

Масштабность - узость,

Целенаправленность - бесцельность,

Оптимальность - закономерность,

Критичность - априорность,

Системность - стихийность

Образное, логическое, практическое,

Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое

Репродуктивное и творческое

ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,

ь Ориентир на самопознание,

самообразование.

Речь

Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков

Скорость,

Разнообразие,

Грамотность,

Точность

Устная,

Письменная,

Вербальная (словесная),

Невербальная (мимика, жесты, знаки).

ь Чтение вслух,

ь Разыгрывание речевых ситуаций,

ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,

ь Повторение,

ь Комментирование и др.

Восприятие

Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

Объем,

Быстрота,

Точность,

Полнота,

Надежность

Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное

Восприятие времени, движения, пространства

Сочетание вербально-

логического материала с

образным, текстового

изложения с графическим представлением, зрительного

восприятия с практическими

действиями.

Воображение

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений

Целостность,

Предметность,

Осмысленность,

обобщенность,

Константность

Избирательность

Визуальные и абстрактно-логические,

Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,

Статические, кинетические, преобразующие

ь Заострение,

ь Схематизация,

ь Типизация

Приложение Б

Содержание диагностического материала исследования

Основная суть измерительного подхода познавательных процессов младших школьников - в процедуре и содержании тестовых задач.

Диагностика внимания младшего школьника: С помощью диагностической методики «Корректурная проба» Л.Ф. Тихомировой изучалась устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания.

Изучение особенностей внимания:

На листе изображено 20 строк букв, по 20 букв в каждой, представленной в таблице 3.

Таблица 3 - Стимульный материал к методике «Корректурная проба»

ж

ф

с

я

а

б

ц

у

и

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

м

о

ы

в

а

и

р

о

о

л

д

ж

з

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

р

е

н

о

л

б

ж

д

л

о

р

у

к

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

ф

ы

в

а

к

й

ц

э

л

д

ж

э

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

н

е

к

ц

ф

у

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

р

з

х

о

щ

н

е

к

у

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

у

ц

з

щ

ш

г

н

е

к

у

ц

м

с

ч

ю

т

и

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

з

щ

ш

г

н

е

к

у

н

г

ж

д

л

о

р

п

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

ф

ы

в

к

у

ц

е

н

г

ш

щ

л

о

р

п

и

т

м

с

ч

р

п

а

о

л

д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

д

ш

е

н

г

а

п

р

о

н

е

г

к

у

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

д

ж

ш

н

г

к

у

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

щ

у

к

е

н

д

о

р

г

с

и

т

п

р

к

у

е

н

г

ш

л

о

р

д

ж

в

а

п

р

н

д

и

т

в

в

а

п

р

н

г

о

л

д

и

т

ж

з

х

к

у

п

р

н

е

с

и

т

р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

р

о

н

е

г

б

По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы - 3 минуты.

Работоспособность определяется по формуле:

Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же «корректурную пробу». Задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке - «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей - «к» и «ч».

Оценка результата:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.

Исходя из этого отметить уровень развития внимания Психологические тесты. Том 2. Учебное издание под редакцией Павлова, А.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006 - С. 317.

Диагностика памяти младшего школьника

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Для определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти можно использовать нижеприведенную методику.

Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 7. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести за 15 сек увиденные точки в пустой карточке представленной на рисунке 8.

Оценка результатов:

10 баллов - очень высокий уровень развития,

8-9 баллов - хороший,

4-7 баллов - средний,

0-3 балла - низкий.

Рисунок. 7 Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Рисунок. 8 Трафаретные рамки для воспроизведения стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.

Методика исследования кратковременной памяти

Испытуемый должен запомнить, а затем записать максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Таблица 4 - Стимульный материал к методике исследования кратковременной памяти.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

- 10-12 единиц - хороший уровень.

- 6-9 единиц - средний уровень,

- 3-5 единиц - низкий уровень.

Диагностика мышления младшего школьника

С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник, описанная Т. Н. Овчинниковой.

Изучение особенностей мышления

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

1. Цыплят по осени считают.

2. Волка ноги кормят.

3. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

4. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

5. Маленькое дело лучше большого безделья.

6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

7. Злой не верит, что есть добрые люди.

8. Умел ошибиться, умей и поправиться.

9. Учение свет, а неучение - тьма.

Фразы:

1. О деле судят по результатам.

2. Цыплята вырастают к осени.

3. Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

4. Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

5. Злой человек не любит доброго.

6. Ошибку нужно постараться исправить.

7. Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

8. Учение дается легче в светлое время суток.

9. Безделие делает день длиннее.

10. Прежде, чем что-то сказать - подумай. Слово назад не возьмешь.

11. Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

Прежде чем приступить к проведению эксперимента, необходимо наладить с ребенком эмоциональный контакт, а также получше познакомиться (выяснить, какие пословицы он знает, может ли объяснить их смысл).

Диагностика речи младшего школьника

Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль) Эксакусто, Т.В., Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы. (второе издание). Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - С. 118.

Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет и зачитывает следующее по порядку слово.

Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку -- 0,5 балла. При совершенно неточном определении -- 0 баллов.

Оценка результатов: Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное -- 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов - высокий уровень

7-4 баллов - средний уровень

3-0 баллов - низкий уровень

Оценка речи младших школьников проводится и по методике, изложенной О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой «Игра и игровой тренинг» - замечательная возможность для развития познавательных процессов младших школьников. Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке - бытовой сюжет.

Высокий уровень - ребенок говорит полными предложениями, использует в своей речи эпитеты, имеет хороший словарный запас. При описании картинки используются разные части речи

Средний уровень - школьник составляет предложение медленно, с трудом подбирает нужное слово, но в целом картинка описана.

Низкий уровень - ребенок плохо составляет предложения, бедный словарный запас.

Для того чтобы выявить у учащихся уровень развития восприятия используют тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности восприятия, Стимульный материал представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности

/

II

:

\

+

/

-

I

=

=

-

x

.

.

II

/

\

+

\

:

+

I

\

+

-

II

-

=

I

I

=

II

=

.

x

+

/

/

.

I

x

I

I

-

:

x

x

II

=

/

:

-

II

+

.

-

\

\

+

.

=

:

/

+

-

II

I

/

.

-

.

=

\

.

-

x

\

-

.

-

II

:

+

I

+

+

x

.

+

II

:

x

.

x

\

=

I

/

I

:

Задания школьнику: Перекопируй графические изображения в 100-клеточную таблицу и сосчитай:

a) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

b) Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

c) Сколько раз встречается знак деления (:)?

d) Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

e) Сколько раз встречается знак умножения (x)?

f) Сколько раз встречается знак точка (.)?

Правильный ответ:

a) 12

b) 12

c) 8

d) 9

e) 9

f) 12

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- высокий уровень.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:

1) Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2) Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

3) Самооценка параметров образов воображения.

Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона. «Исследование сферы воображения»

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

5. Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Выяснить особенности творческого воображения.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Приложение В

Комплекс упражнений, применяемых в ходе опытно экспериментальной работы на внеклассных занятиях

Для проведения занятий выбрана игровая форма, так как в жизни игровая деятельность имеет разные функции:

- развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную;

- самореализации;

- терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);

- диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);

- коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры).

В структуре любой игровой формы можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее.

Как же облечь занятие в игровую форму? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие занятия учебно-воспитательным целям занятия;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на занятии.

Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально - познавательные игры, викторины.

Внутри каждого комплекса следует придерживаться заданной последовательности игр, и очень важно, чтобы каждая из них была "прокручена " на различном материале не менее 5 - 6 раз. Особо полюбившиеся детям игры можно проводить и до 20 - 25 раз.

В ходе проведения занятий использовались следующие игры и упражнения:

«Я знаю»

Цели: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания, мышления.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку, который называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья).

Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

«Расшифруй письмо» Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

«Сказочные владения Радуги. Опиши» Дети описывают окружающие предметы, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

« Буква заблудилась» Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив на свое место.

«Узелки на память» Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Учитель тоже выполняете вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится и выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно меняете движение, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить собаку и рассказать как можно больше: какая шерсть, что любит есть, какой формы хвост и ушки, какой характер.

«Нарисуй по описанию». Читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить этот дом, а потом нарисовать.

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Серия 1. Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

Серия 2. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор: круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;

прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

«Пишущая машинка» Каждому участнику присваивается буква. Автор читает текст по буквам, а ученики хлопают каждый свою букву.

«Капуста-яблоко» Если ведущий называет овощи, то дети поднимают руки вверх, а если называет фрукт, то руки нужно опустить вниз.

«Абракадабра» Учащимся предлагается переписать без ошибок набор букв, не связанных в слова.

«Запомни и нарисуй» Ведущий рисует предмет, в течение 3-5 секунд показывает его остальным детям. Затем учащиеся рисуют на своих листах то, что запомнили на рисунке ведущего.

«Разведчик» Один ученик прокладывает маршрут по комнате. Остальные должны запомнить и повторить маршрут.

«Запомни и расскажи остальным» Ведущий читает небольшой текст одному из детей, так, чтобы другие не слышали. Затем учащийся пересказывает то, что запомнил второму, второй третьему. Когда последний ученик повторит текст, читается оригинал и находятся ошибки.

«Допиши письмо» Ребятам предлагается написать письмо, но обязательно должны присутствовать в тексте следующие предложения: …собака погналась за курицей. Я не смог поехать на речку…