logo
Социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте

Введение

Актуальность изучения суицида, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в наше время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах суицид как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на работоспособный возраст. Наверняка у каждого есть родственник, друг или просто знакомый, ушедший из жизни добровольно. Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. Количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет, в последние 15 лет, увеличилось в два раза. Не меньший моральный и материальный ущерб обществу наносят и покушения на самоубийство. По отношению к лицам, покушавшимся на свою жизнь, требуется проведение неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий, что ведет к дополнительным затратам медицинских сил и средств. Наконец, нельзя не учитывать того отрицательного влияния, которое оказывают суицидальные попытки на моральное состояние окружающих лиц. Каждый суицидальный акт становится с этой точки зрения специфическим психогенным фактором, временно снижающим уровень оптимизма и активности членов ближайших социальных групп. Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что общество заинтересовано в избавлении от любых проявлений суицидальности, и что в нем сложилось потребность глубокого познания явления суицида и управления им. Цель исследования состоит в выявлении факторов формирования суицидального поведения в подростковом возрасте. Объектом исследования является суицидальное поведение в юношеском возрасте, а предметом - социально-психологические факторы его формирования. Задачи исследования: 1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие различные аспекты суицидального поведения. 2. Рассмотреть общие понятия, типологию, предпосылки и условия проявления суицида. 3. Дать общую характеристику суицидального поведения в юношеском возрасте.

4. Практически выяснить факторы формирования суицидального поведения в подростковом возрасте.

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: суицидальное поведение в юношеском возрасте часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.