6. Особенности адаптации к школе
психологическая готовность школа адаптация
Смена места в системе общественных отношений (переход из детского сада и домашних условий в школу) создает ситуацию психологической открытости ребенка.
Воспитатель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы. Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам. Он пытается разобраться в правилах. Хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти.
Приведем дневниковые записи, касающиеся отношения шестилетних детей к школьным правилам.
Кирилл. Сегодня поставили мальчика и девочку, которые смотрели букварь, когда надо было тихо сидеть и слушать. Учительница сказала: «Ребята, посмотрите на них. Все видели, кто нарушает порядок?»
Андрей. Меня сегодня наказали. Но я не виноват! У нас такие приличия: когда взрослый входит, надо стать. Я увидел, что Лена не встает. Я ей говорил, говорил, потом потрепал за волосы. А Гоша говорит: «Не трогай девочку!» Я ее еще потрепал. Гоша меня как ударит… Я его. Нас обоих поставили. А виновата во всем Лена.
Анализ отношения ребенка к наказанию приводит к выводу о том, что правило поведения от его нарушения занимают его с чисто интеллектуальной стороны: за это наказывают так, а за это так.
Поведение ребенка должно определять не наказание за невыполненные правила, а понимание необходимости выполнения.
Все дети дошкольного возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект не определенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе. Они напряжены физически - новый режим ломает прежние стереотипы.
Это приводит к тому что, даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и жить в условиях трудового режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление - состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Работоспособность - обладание способностью к работе к работе - зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность задаваемым делом. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.
Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка. Если учитель и воспитатель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психологического напряжения стабилизирует и физическое самочувствие ребенка.
- Психологическая готовность к обучению в школе.
- 19.Психологическая готовность к обучению в школе.
- 17. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
- 60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- 19. Психологическая готовность к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- 31.Психологическая готовность к обучению в школе