logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе

Важнейшая задача возрастного развития старшего дошкольника связана с фор­мированием психологической готовности к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляется важное новообразо­вание — «внутренняя позиция», которая выражает новый уровень самосозна­ния и рефлексии ребенка. У 6—7-летнего ребенка, по Л. И. Божович, возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Внутренняя позиция входит в противоречие с позицией взрослых: в их глазах он еще маленький и несамостоятельный, а в собственных — уже «взрослый», способный осуществлять социально значимую и оцениваемую деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализу­ется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как со­циально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Для успешной адаптации и усвоения требований учебной деятельности ребенок должен иметь необходимый уровень развития в различных сферах. Совокупность этих характеристик часто определяют через понятие «готов­ность к школьному обучению».

Готовность к школьному обучению соответствие уровня фи- зического, психического и социального развития ребенка требова­ниям и условиям учебной деятельности в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей состав­ляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологи­ческих характеристик.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в усло­виях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вы­нужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей

и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требу­йся, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка. Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается пси­хологически не готовым к школьному обучению.

Психологическая готовность к обучению в школе необходимый * для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень раз­вития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сфер, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

В качестве важнейших компонентов этой готовности выделяются интеллек­туальная готовность, мотивационная готовность, социально-психологическая го­товность и эмоционально-волевая готовность. Кратко охарактеризуем их.

Интеллектуальная готовность уровень развития познава- тельных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.

Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:

  1. Развитость познавательных процессов, речи.

  2. Сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной дея­тельности.

  3. Широта круга представлений. Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Помимо интеллектуальной готовности иногда говорят о личностной готовно­сти к школьному обучению. Она отражает уровень развития самосознания, моти- вационной, эмоциональной и волевой сфер.

Самосознание позволяет ребенку более адекватно относиться к своим спо­собностям, результатам работы, поведению. Для формирования позитивной са­мооценки и «Я-концепции» как компонента личностной готовности ребенка к школе важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослым.

Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Л. И. Божович считала мотивационную готовность. При сформированной моти- вационной готовности у ребенка наблюдается устойчивое стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. В этом случае у него возникает желание овладеть важной содержательной деятельно­стью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Мотивационная готовность устойчивое стремление ре- " бенка к новой школьной жизни.

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Боль­шая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть «детский мир» и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учебы можно получить желанную профессию и т. д. В результате формируется новая позиция школьника. Некоторых детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни (си­дение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т. д.); потреб­ность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного места среди дру­гих людей.

Особое место в структуре психологической готовности к школьному обучению занимает социально-психологическая готовность.

Социально-психологическая готовность к школе это готов- ность ребенка к взаимодействию с другими людьми.

Необходимость формирования этой готовности обусловлена тем, что учеб­ная деятельность, направленная на решение учебных задач, предполагает ак­тивное взаимодействие ученика с учителем и учеников между собой. Поэтому дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять общие учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в про­блемных ситуациях общения.

Успешное обучение в школе невозможно и без соответствующего развития эмоциональной и волевой сфер. Поэтому в качестве одного из компонентов вы­деляется эмоционально-волевая готовность к школьному обучению.

Лмоционально-волевая готовность способность ребенка к ре- ^^ гуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять тре­бования учебной деятельности.

В качестве основных критериев эмоциональной готовности детей к школе выделяются: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонкое развитие высших чувств; сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать); уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Волевая готовность формируется как результат развития соответствующих во­левых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, ре­шительность, настойчивость, самостоятельность). Показателями волевой готов­ности к школе являются:

- сформирован ность волевого действия;

- развитие способности управлять своим поведением;

- соподчинение мотивов.

Все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в систе­ме и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим шко­лы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие противоречия определяют суть социальной ситуации развития в дошколь­ном возрасте?

  2. Почему игра становится ведущей деятельностью для дошкольника?

  3. Охарактеризуйте основные компоненты сюжетно-ролевой игры.

  4. Назовите основные новообразования дошкольного возраста.

  5. В чем специфика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте?

  6. Чем характеризуется эмоциональная сфера дошкольника?

  7. Что влияет на развитие воли в дошкольном возрасте?

  8. Дайте характеристику различных видов готовности к школьному обучению.