1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
Существуют разные точки зрения на основные движущие силы и характер психического развития человека. Содержание каждой теории, по мнению Г. Крайг, во многом зависит от того, как ученые отвечают на три спорных вопроса:
Природа или воспитание (какие факторы — наследственные или связанные с внешней средой — оказывают решающее влияние на психическое развитие)?
Непрерывность или скачкообразность (развитие психических процессов идет постепенно, плавно или имеет ступенчатый, кризисный характер)?
Организм или механизм (человек представляет собой активный объект, способный принимать решения, влияющие на его развитие, или является пассивным объектом, от которого ничего не зависит)?
Существуют и другие вопросы, на которые в разных теориях отвечают по- разному. Для того чтобы не потеряться в «море теорий», А. Г. Асмолов предложил анализировать их в рамках трех подходов: биогенетического, социогенетического и персоногенетического. Ниже представлено их описание (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005).
В центре внимания биогенетического подхода находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетиче- скими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и т. д.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
Наиболее известными теориями биогенетической направленности являются теория рекапитуляции, рассмотренная в предыдущей теме, и теория психосексуального развития 3. Фрейда.
Социогенетический подход характеризуется акцентированием внимания на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций. В рамках данного подхода наиболее известными являются различные варианты теорий научения (Б. Скиннер, А. Бандура).
Сторонники персоногенетического подхода исследуют проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. Наиболее известными теориями, которые соответствуют данному подходу, являются гуманистические теории, авторами которых выступили А. Маслоу, К. Роджерс и др.
Справедливо указывается, что подобное выделение трех подходов носит условный характер, так как ни одна теория в «чистом виде» не может быть отнесена только к одному подходу. Поэтому для более глубокого понимания важно познакомиться с содержанием ряда конкретных теорий развития.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46