4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
На психическое развитие младшего школьника оказывает влияние характер межличностных отношений и общения с другими людьми.
Межличностные отношения, как известно, отражают внутреннюю сторону взаимодействия, определяют эмоционально-когнитивное отражение субъектами друг друга и выражаются в соответствующих установках (например, симпатия или антипатия к другому человеку; интерес или безразличие и т. д.). Когда же эти установки реализуются в конкретном поведении, используют понятие «общение». Оно является внешне наблюдаемой стороной взаимодействия, связанной с установлением и развитием контактов между субъектами, характеризующейся стремлением обменяться информацией, познать друг друга и повлиять на поведение или установки.
Межличностные отношения в любой группе определяются разными причинами. Я. Л. Коломинский выявил, что положение ученика в системе межличностных отношений определяется следующими факторами:
- личностными качествами;
- учебной успеваемостью;
- характером взаимоотношений с учителем;
- внешней привлекательностью (приводится по: Коломинский, Я. Я Психология детского коллектива / Я. Л. Коломинский. Мн., 1984).
Г. Крайг, рассматривая проблему положения младшего школьника в группе сверстников, выделяет следующие факторы:
- общая приспособляемость (энтузиазм и активное участие в общих делах, способность сотрудничать, отзывчивость);
- успехи в учебе и спортивные достижения; о положительная обратная связь от учителя;
- адекватное поведение (никому не нравится как слишком агрессивное, так и излишне застенчивое поведение).
Общение младших школьников строится на основе индивидуальных предпочтений детей. Я. Л. Коломинский выделяет первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят те одноклассники, которые являются для ребенка объектом устойчивого выбора (к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение). Среди других детей есть те, общения с которыми индивид избегает, но есть еще и те, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию; эти последние и составляют «второй круг общения школьника» (приводится по: Реан, А. А. Социальная педагогическая психология/А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. М., 1999. С. 212).
Межличностное взаимодействие младшего школьника с разными субъектами имеет свою специфику. Поэтому отдельно рассмотрим особенности общения ребенка со сверстниками, учителем и родителями.
Общение CQ сверстниками
В рассматриваемом возрастном периоде общение со сверстниками приобретает все большее значение. При этом можно говорить о том, что стремление к установлению более глубоких отношений с товарищами возрастает с течением времени. Содержание общения младших школьников связано не только с решением задач ведущей учебной деятельности, но имеет и свою «внутреннюю природу», часто связано с внешкольными делами. Взаимодействие детей также способствует формированию коммуникативных навыков и их нравственному развитию.
В младшем школьном возрасте можно говорить о появлении школьной дружбы. Дружба как особый вид межличностных отношений характеризуется привязанностью, желанием быть вместе, взаимным ожиданием ответных чувств и предпочтительности. Она возникает как на основе совместной учебной деятельности в классе, так и на основе совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы ит. п.). В дружбе развиваются важнейшие положительные личностные качества ребенка (альтруизм, рефлексия, эмпатия и др.).
Отношение к друзьям и само понимание дружбы меняются в течение всего младшего школьного возраста. «Для детей 5—7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают что "друзья ведут себя хорошо", "с ними весело". В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут рваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто им помогает, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность» (приводится по: Психология / [под ред. И. В. Дубровиной]. М., 2004. С. 424).
В этот период также можно наблюдать такое социально-психологическое явление, как лидерство, когда между детьми возникают отношения доминирования и зависимости.
Как и в любой малой группе, в школьном классе могут быть разные причины доминирования одних членов группы над другими. Очень часто лидер класса обладает такими качествами, как сообразительность, инициативность, оптимизм. В то же время в неформальной группе лидером может стать ученик, более развитый в физическом плане или более коммуникабельный.
Общение с учителем,
Особая роль учителя в жизни ребенка определяется тем, что он выступает основным организатором самой значимой сферы жизни младшего школьника — учебной деятельности. Часто именно педагогическая и личностная позиция учителя определяет многие аспекты личности ребенка (его самооценку, отношения и т. д.).
Характер взаимоотношений учителя с учениками определяется его индивиду- . альностью. Однако можно отметить, что изначально педагог имеет своего рода «кредит доверия» со стороны детей. В первые годы ребенок практически безгранично верит своему учителю: «В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только "все знает, но и ему все подчиняются». Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее "слушаться"» (М. В. Матюхина). Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой, что во многом связано с так называемой «естественной сепарацией» ребенка, т. е. стремлением к самостоятельности и психологическим отделением его от взрослого.
Общение с редителями,
Отношения ребенка с родителями также во многом опосредованы учебной деятельностью: «Очень часто с приходом ребенка в школу родители начинают строить с ним отношения, исходя из того, как он учится, как ведет себя в школе. Если хорошо учится и ведет себя в школе — родители им довольны, в противном случае — недовольны. С детьми обсуждаются в основном только темы, относящиеся к школе, и получается, что семья как бы дублирует школу И здесь для ребенка могут быть негативными, как полное поддерживание родителями
негативных оценок ребенка учителем и требований школы, которые начинают выполняться родителями с особым рвением, так и нивелирование, игнорирование родителями оценок учителя в общении со своими детьми, противодействие родителей требованиям школы» (приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 273—274).
Для благополучного психического развития ребенка важно, чтобы он был не только объектом постоянного контроля и оценки со стороны родителей, но и чувствовал, что они его принимают цельно, со всеми ошибками и недостатками. И реальное стремление младшего школьника совершенствоваться, улучшать результаты своей деятельности в этом случае будет не меньшим.
Вопросы и задания для самоконтроля
Почему младший школьный возраст называют «вершиной детства»?
Что определяет содержание социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте?
Чем характеризуются основные компоненты учебной деятельности младшего школьника?
Каково соотношение контроля и оценки учебной деятельности и как они влияют на психическое развитие детей?
Почему школьные оценки влияют на самооценку младшего школьника?
В чем специфика развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте?
Что свойственно для развития эмоциональной сферы младшего школьника?
Каковы особенности общения ребенка со сверстниками, учителем и родителями?
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46