1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
Эффективное решение задач воспитания и обучения невозможно без понимания и учета психологических закономерностей и механизмов этих процессов. Поэтому неслучайно, что на определенном этапе развития научного знания возникла особая дисциплина — педагогическая психология.
Педагогическая психология — межпредметная и прикладная от- расль психологической науки, возникшая в связи с запросами педагогической теории и практики обучения и воспитания, изучающая факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
В становлении педагогической психологии выделяют три этапа (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998):
Первый этап — общедидактический (середина XVII — конец XIX веков). На этом этапе психолого-педагогические знания развивались благодаря таким классикам педагогики, как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др. Часто педагоги стремились понять и объяснить поведение человека, исходя из естественных сил. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» приводит аналогии между солнцем и учителем, подчеркивая их значимость в жизни людей. Согласно ученому, силы ученика требуют поддержки, а не подавления. Разумные методы преподавания должны основываться на природных особенностях ребенка, вызывающих желание познавать. Последователь Я. А. Коменского Г. Песталоцци понимал обучение как дело творчества самого учащегося, утверждая, что обучение — это искусство содействовать естественному стремлению человека развиваться.
Второй этап — общепсихологический (конец XIX — начало 50-х годов XX века). В это время психология начала оформляться в самостоятельную отрасль науки. Результаты экспериментов, полученные в лаборатории В. Вундта, а в начале XX века — и Вюрцбургской школы, привели ученых к выводу, что данные психологических исследований должны быть использованы не только в «чистой» науке, но и в практике,
в частности, при обучении. Начало второго этапа развития педагогической психологии фиксировалось в названиях учебников П. Ф. Каптерева (1885), Э. Торндайка (1903), Л. С. Выготского (1926). Большое влияние на развитие педагогической психологии оказали идеи Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блонского.
Третий этап — этап психологических теорий обучения (с 50-х годов XX века). Базис любой науки связан с возникновение и развитием своих теорий. С середины прошлого века в психологии начали интенсивно развиваться теории, содержание которых отразилось как на преобладающих направлениях научных исследований, так и на решении практических задач в сфере образования. Наиболее известными теориями являются:
теория программированного обучения (Б. Ф. Скиннер и др.);
теория проблемного обучения (Дж. Дьюи и др.); ,
теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин);
теории развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков).
На разработку теоретических и экспериментальных основ педагогической
психологии в России и Беларуси в указанный период большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна и др.
В настоящее время развитие научного знания в педагогической психологии идет с учетом современных тенденций развития общества. Возникнув вр многом благодаря появлению массового и систематического образования и необходимости его правильного психологического сопровождения, в настоящее время педагогическая психология должна также обеспечивать обучение и воспитание на основе гуманистических ценностей. С позиции гуманистической психологии главной целью педагогической психологии в современных условиях является изучение закономерностей психического и личностного развития человека, способного к свободному выбору путей и средств саморазвития, человека, который, принимая себя, способен к свободному самоопределению и компетентному определению себя в обществе, семье, профессиональной деятельности.
Специфика предмета, содержания и многочисленных задач, стоящих перед педагогической психологией, объективно определена особенностями образовательного процесса.
Как система образование может рассматриваться в трех измерениях:
в социальном масштабе рассмотрения (например, образование в вузе, регионе, стране, мире);
как ступени образования (например, дошкольное образование, начальная школа, средняя школа, высшее образование, аспирантура);
п как профиль образования (например, общее и специальное (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое)).
Как процесс образование предполагает разграничение его сторон — обучения, научения, учения. С позиции обучающего образовательный процесс представляет единство обучения и воспитания, а с позиции обучающегося — освоение знаний, практических действий, выполнение учебных задач.
Как результат образование имеет двухплановое рассмотрение: во-первых, в плане результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой; во-вторых, результат — это опыт человека, прошедшего обучение как совокупность сформированных личностных, интеллектуальных и поведенческих качеств и свойств, позволяющих ему адекватно действовать на основе этих приобретений в любой ситуации.
Образование в узком смысле слова — это усвоение человеком знаний, навыков и умений, осуществляемое в процессе обучения, поэтому образованным в обиходе называют человека грамотного, знающего, начитанного. Но в более широкой и собственно психологической трактовке процесс и результат образования приобретают особый смысл созидания человека, его «образовывания» в целом как личности, а не только приращение, арифметическое увеличение знаний и умений. При этом речь идет о принципиально новом подходе, при котором образование рассматривается как создание развивающей среды для максимального раскрытия личностью своего потенциала.
Образование — общественно организованное содействие разви- ^^ тию личности, ее самосовершенствованию и самореализации.
В соответствии с таким пониманием, уровень образованности личности нельзя сводить к сумме лет, отпущенных на ее обучение. И градация образования, например, на начальное, среднее, средне специальное, высшее во многом носит условный характер. Образованность как целостный результат предполагает нечто другое и значительно большее, чем выпускные удостоверения, аттестаты и дипломы, чем перечисление прослушанных человеком и сданных в период обучения обязательных дисциплин.
Настоящее, истинно человеческое образование неотрывно от процесса воспитания. Образовывать человека означает не только учить, но и оказывать помощь в построении образа собственной личности, образцов и моделей социального и профессионального поведения, бытия в целом, поэтому грамотно организованный образовательный процесс является непременно учебно- воспитательным, комплексным и разделимым на отдельные, поочередные, взаимопроникающие составляющие.
В психологической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. Так, по Л. И. Божович, предмет педагогической психологии составляют закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Б. Г. Ананьев считает, что педагогическая психология изучает взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. По мнению А. В. Петровского, в рамках педпсихологии должны изучаться психологические закономерности обучения и воспитания.
Развернутое определение предмета педагогической психологии приводит И. А. Зимняя (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998).
Предмет педагогической психологии — факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессы освоения, изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Предмет педагогической психологии определяет круг задач, решаемых в рамках этой области научных знаний. С этой позиции общей задачей педагогической психологии является изучение и описание закономерностей психического и личностного развития человека в процессе обучения и воспитания.
По функциональному критерию можно конкретизировать задачи педагогической психологии следующим образом:
п раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
о определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
п определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
о определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
о изучение психологических основ деятельности педагога; о определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения; а определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний; о определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;
и разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1998).
Разнообразные и многочисленные задачи, решаемые педагогической психологией, объединяются в четыре основных, которые в реальной практике являются взаимозависимыми, пересекающимися и междисциплинарными.
Первая задача — комплексное изучение психики обучающегося (воспитуемо- го), развивающейся в образовательном процессе. Такое организованное, целенаправленное исследование необходимо для оптимизации и индивидуализации образования, для содействия формированию необходимых интеллектуальных и личностных особенностей учащегося, для обеспечения грамотного систематического психологического сопровождения процессов обучения и воспитания. Решение этой задачи дает ответ на межпредметный и важный практический вопрос об основном субъекте процесса: «Кто образовывается (обучается и воспитывается)?».
Вторая задача заключается в психологическом обосновании и отборе учебного материала, подлежащего усвоению, а также в разработке и психологической апробации, проверке методов, методик и технологий обучения и воспитания. Решаемая задача призвана дать ответ на дискуссионный вопрос: «Чему и как образовывать (учить, воспитывать)?».
Третья задача педагогической психологии— изучение психики, деятельности и личности педагога. Это ответ на третий принципиально важный субъектный вопрос всей сферы образования: «Кто образовывает (обучает, воспитывает)?». Актуализированные в этой задаче проблемы в равной мере социальны и психологичны. Всякий ли человек может стать учителем? Каковы индивидуально- психологические особенности и профессионально значимые качества педагога, его социально-психологический статус? Каковы объективные возможности самореализации (профессиональной и личностной)?
Четвертую задачу педагогической психологии составляет участие в разработке теоретических и практических вопросов, связанных с осознанной постановкой и формулированием целей образования (обучения и воспитания). Необходимы психологически аргументированные ответы на важные смысловые и даже нравственные вопросы: «Зачем и для чего образовывать (обучать, воспитывать)? Как приобретенные знания изменили саму личность, ее отношения и взгляды на мир, на саму себя?».
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46