logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии

Специфика использования психологических методов в педагогической пси­хологии определяется содержанием решаемых ею задач. Поэтому в рамках дан­ного вопроса мы, с одной стороны, будем базироваться на знаниях, полученных при изучении общей психологии и возрастной психологии, а с другой стороны, сделаем некоторые акценты на особенностях использования методов психоло­гии в педагогической психологии.

Иногда методы психологии делят на теоретические и эмпирические. Эмпириче­ские методы позволяют получить первичную информацию об изучаемых психиче­ских явлениях. Среди эмпирических методов для педагогической психологии особое значение имеют наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, тестирование.

Наблюдениеэмпирический метод, предполагающий системный сбор информации об изучаемом явлении с обязательным фикси­рованием результатов, их количественным и качественным анализом и интерпретацией.

В педагогической психологии метод наблюдения может использоваться для изучения поведения и общения школьников, межличностного взаимодействия педагогов, особенностей профессиональной деятельности педагога и учебной

деятельности учащихся и др. При этом могут быть использованы различные ви­ды наблюдений.

По критерию избирательности наблюдение может быть сплошным и выбороч­ным. При сплошном наблюдении исследователь, как правило, не ограничивает количество наблюдаемых объектов, и в результате использования такого подхо­да получаются данные, которые трудно обобщить и классифицировать. При изу­чении проявления личностных свойств в поведении рекомендуется использовать выборочное наблюдение с ограниченным количеством испытуемых (в пределах от 5 до 9 человек). Такое наблюдение продуктивнее в сравнении со сплошным наблюдением, так как оно позволяет отобрать определенное число испытуемых в соответствии с задачами исследования и с учетом возможностей количествен­ного и качественного анализа его результатов.

Выборочное наблюдение может использоваться в педагогической психоло­гии при изучении индивидуальных особенностей определенной группы учени­ков (например, имеющих затруднения в общении с одноклассниками, или детей с девиантным поведением).

По критерию ограничения во времени можно выделить непрерывное и дис­кретное наблюдение. Непрерывное наблюдение осуществляется по ходу проте­кания наблюдаемого процесса, а дискретное проводится в четко зафиксированные временные интервалы, на которых наблюдаемый процесс наиболее соответствует цели и задачам исследования. В наблюдении за поведением испытуемого, как по­казывает практика, наиболее приемлемым является дискретное наблюдение.

Чаще всего в психологии классифицируют наблюдение по критерию включен­ности исследователя в наблюдаемый процесс. Так, выделяют внешнее и включен­ное наблюдение. Под внешним наблюдением понимают такой процесс, при кото­ром исследователь осуществляет наблюдения извне, а включенным наблюдением называют такое, при котором исследователь осуществляет наблюдение как участ­ник наблюдаемого процесса, но об этом никто из испытуемых не подозревает.

По форме организации наблюдение может быть свободным или стандар­тизированным. При свободном наблюдении исследователь, как правило, ре­гистрирует все доступные для данного метода акты поведения с фиксирова­нием их в протоколе. После проведения наблюдения в протоколе необходимо выбрать те характеристики, которые относятся к изучаемому явлению.

При стандартизированном наблюдении необходимо четко сформулировать тему и конкретизировать ее в задачах, определить единицы наблюдения, загото­вить матрицу наблюдения. При наблюдении фиксируются лишь ожидаемые акты

поведения, касающиеся изучаемого явления. В этом случае легче систематизи­ровать данные наблюдения. К примеру, перед нами поставлена цель: выявить уровень познавательной активности школьников на уроке. Данную цель можно конкретизировать следующими задачами:

и зафиксировать количество поведенческих актов, связанных с познаватель­ной активностью испытуемых;

п провести количественный и качественный анализ и интерпретацию полу­ченных данных.

Единицами наблюдения могут быть следующие акты поведения: правильный и полный ответ на вопрос учителя, неполный ответ на вопрос учителя, непра­вильный ответ на вопрос учителя, отказ от ответа на вопрос учителя, желание ученика отвечать на вопрос учителя с помощью жеста (поднятия руки), обраще­ние к товарищу за подсказкой, подсказка, обращение к учебнику, обращение к кон­спекту (записям), обращение к учителю за помощью и т. д.

В матрице наблюдения отмечаются соответствующие акты поведения на про­тяжении фиксированного времени наблюдения за определенной группой школь­ников. Затем данные матрицы наблюдения подвергаются количественному ана­лизу, на основании которого определяются с помощью статистических приемов уровни познавательной активности школьников.

Во многих случаях эффективным психологическим методом может выступить эксперимент.

Эксперимент — эмпирический метод, позволяющий получить ин- формацию об изучаемом явлении на основе манипулирования опре­деленными переменными, фиксацией изменений, которые происходят в результате проведения данного метода.

Как известно, эксперимент может быть естественным и лабораторным, констати­рующим и формирующим. Формирующий эксперимент, нацеленный на оказание влия­ния либо на изменение уровня знаний, умений, навыков, либо на личностные качества детей, является одним из наиболее часто используемых методов в педагогической пси­хологии. Таким образом, он позволяет не только получать необходимую информацию об изучаемом явлении, но и оказывать необходимое формирующее воздействие.

Анкетирование — метод сбора фактического материала посред- * ством количественного или качественного анализа ответов ис­пытуемых, полученных в письменной форме, на определенную систему вопросов исследователя.

Анкеты могут быть с открытыми вопросами, например: «Чем вы занимаетесь в сво­бодное от учебы время?», — которые предполагают самостоятельную формулировку ответа на вопрос (такие анкеты сложнее в обработке, но дают больше информации сравнению с другими видами анкет); и с закрытыми вопросами типа: «Чем вы занимае­тесь в свободное время? Нужное подчеркнуть», и далее предлагается перечень пред­полагаемых ответов испытуемого. Могут быть анкеты, в которых необходимо провести шкалирование. Например: «Сколько времени вы тратите на подготовку домашних за­даний?». Ответ на этот вопрос требует определить временной интервал, фактически в такой анкете можем получить количественные характеристики изучаемого явления.

Важную информацию о психолого-педагогических явлениях может дать ис­пользование такого опросного метода, как беседа.

Беседа — опросный метод сбора информации, характеризующийся созданием особой атмосферы для открытого общения исследова­теля и исследуемых, в процессе которого вопросы и ответы формули­руются в устной форме.

Беседа представляет собой метод сбора фактического материала посредством количественного и (или) качественного анализа ответов испытуемого на вопросы ис­следователя в устной форме. Чтобы получить достоверные данные, необходимо вы­звать доверие испытуемого к исследователю. Часто вступительная часть беседы, целью которой является формирование доверия испытуемого к исследователю, занимает много времени. Эффективность использования беседы зависит от опы­та и профессионализма исследователя.

Благодаря беседе исследователь может не только получить необходимую информацию, но и сказать влияние на исследуемого. Этим определяется значи­мость данного метода. В основе эффективной беседы педагога лежит как умение задавать ясные, понятые и конкретные вопросы, так и искусство услышать собе­седника, учитывать эффекты коммуникативного процесса. Атмосфера доверия в беседе особенно важна для того, чтобы школьник не боялся рассказывать о волнующих его проблемах. Для этого педагог или психолог должен соблю­дать соответствующие этические нормы: конфиденциальность общения, уваже­ние и безусловное принятие личности ребенка.

Для решения многих задач в педагогической психологии может использовать­ся метод тестов.

Тecm — метод сбора первичной информации, заключающийся * в своеобразном испытании (в форме вопросов или заданий), по результатам которого делается вывод об уровне или особенностях развития исследуемых.

Тесты позволяют решать самые разные задачи. Измерить психические состоя­ния можно с помощью вербальных тестов, которые представляют собой опросник. В таких тестах формулируются вопросы по определенной системе, а испытуемому необходимо ответить на вопросы определенным образом, например, альтернатив­но — «да» или «нет». В некоторых тестах есть варианты ответов «да», «нет», «ино­гда», но встречаются тесты, в которых предлагается более подробная шкала ответов. При этом рекомендуется отвечать на вопросы не раздумывая (первое, что «пришло в голову»). К вербальным тестам можно отнести тесты Айзенка и тест Русалова для изучения свойств темперамента; тест Спилбергера и тест для изучения тревожности и ее особенностей; тест Басса-Дарки для изучения агрессивности личности. Опрос­ник Кеттела позволяет измерить выделенные автором 16 факторов, характеризующих системные личностные образования, а тест MMPI позволяет измерить довольно ши­рокий спектр показателей психического и личностного развития человека.

Тесты достижений позволяют оценить уровень знаний учащихся при изуче­нии какого-либо предмета. Их разработка предполагает знание как содержания учебного курса, так и технологии создания тестов. При этом особое внимание должно быть уделено таким качественным показателям тестов, как валидность и надежность.

Отдельная группа тестов — тесты интеллекта — создана для опреде­ления уровня интеллектуального развития учащихся, выраженного в коэф­фициенте IQ. Данный показатель может быть полезен для оценки позна­вательной сферы школьника, но его нельзя абсолютизировать. Есть не менее значимые характеристики, определяющие как успешность деятельности, так и самореализацию человека. К ним, в частности, можно отнести уровень обучае­мости. Также в последнее время в психологии все чаще указывается, что уровень эмоционального развития для жизни не менее важен, чем уровень познаватель­ного развития.

Существуют и другие методы сбора информации, которые могут быть исполь­зованы при решении задач педагогической психологии. Не имея возможности их рассмотреть, укажем лишь на то, что в каждом конкретном исследовании важно применять комплекс методов. Часто в ходе исследования один из методов может выступать в качестве основного, а другие — как дополнительные. Это позволяет как получить дополнительную информацию, так и убедиться в достоверности ин­формации, полученной при помощи основного метода.

Помимо методов сбора первичной информации в педагогической психологии используют и другие группы методов: организационные и интерпретационные, методы обработки данных и методы воздействия.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему педагогическую психологию относят к прикладным наукам?

  2. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогической психологии.

  3. В каких значениях используется категория «образование» в психолого-педаго- гических науках?

  4. Какие четыре основные задачи решаются в педагогической психологии, на какие вопросы они позволяют ответить?

  5. Какова структура педагогической психологии?

  6. Почему целесообразно выделить в качестве отдельного раздела «Психологию педагогического взаимодействия»?

  7. С какими науками педагогическая психология связана самым тесным образом?

  8. Какой эмпирический метод является наиболее эффективным при решении за­дач педагогической психологии?