logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца

К основным новообразованиям младенца относят возникновение автономной детской речи, ходьбы, потребности в эмоциональном общении и новых впечатлениях.

К 2—3 месяцам у ребенка появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на

лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплек­сом оживления». Комплекс оживления является своего рода доминантой, так как другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подхо­дит взрослый, он замирает, а затем начинает усиленно двигать ножками и ручка­ми, делает все, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

«Комплекс оживления» — это специфический акт поведения младенца в отноше­нии взрослого, это первая простейшая форма взаимодействия ребенка с окружаю­щим миром. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — по­требности в познании и общении и включает в себя 3 компонента: 1) улыбку (первые проявления наблюдаются в первую неделю 2-го месяца жизни; далее улыбка становится оживленнее, более широкой, с открыванием рта и с оживленной мимикой); 2) вокализацию (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает, реагируя на появление взрослого); 3) двигательные реакции (поворачивание головки, ска­шивание глазок на взрослого, слабые движения ручек и ножек; постепенно ребе­нок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачиваться на бок с выгибанием спинки; в развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергич­ным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, раз­махивание и опускание ручек).

По данным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воз­действие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положительное влияние на повышение общей активности ребенка, существенно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализм + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, нача­ло «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, а конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам на­чинает отличать «своих» от «чужих». С 8—9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удо­вольствия общения со взрослым), а к 11—12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребе­нок всегда только человеку.

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его

компоненты начинают трансформироваться: улыбка — в мимику, гуление — в речь, двигательное оживление — в хватание.

Развитие речи младенца проходит в несколько этапов. У новорожденных первоначально голосовые реакции выражены в виде хныканья. Хныканье — пе­риодически прерываемые плачем ноющие, писклявые звуки. На 3—4-й неделе жизни у ребенка появляются резкие отрывистые звуки речи, которые являются зачатками лепета — неразборчивой речи ребенка.

После 3—4-х месяцев в результате того, что ребенок активно подражает речи окружающих (прежде всего интонации и ритму), звуки, произносимые им, становятся более разнообразными, он начинает произносить слоги. В возрас­те 5—6,5 месяцев он начинает понимать связь некоторых слов с предметами реального мира. С 7—8 месяцев ребенок произносит все большее количество слов, которые он связывает с определенными действиями и впечатлениями. Воз­никновение первых осмысленных слов происходит в ситуации эмоциональных переживаний и действий. С 8—9 месяцев наступает период активного развития речи. Ребенок старается произносить слова, связанные с чем-то, что является для него важным, вызвавшим у него сильные эмоциональные реакции, и связан­ным с удовлетворением потребностей. При этом механизм усвоения слов остает­ся прежним и основывается на подражании слов, произносимых окружающими. - К концу первого года жизни ребенок начинает воспринимать некоторые слова как обозначающие некоторые предметы окружающей действительности, пробует произносить эти слова. Однако словарный запас еще чрезвычайно мал. В это время появляется так называемая автономная речь.

Автономная речь одно из новообразований младенческого воз- f Траста, появляющееся к концу младенчества и характеризующееся эмоциональностью, ситуативностью, своей, «детской», логикой, кото­рую могут понять только близкие люди.

Она возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ре­бенком ситуации и активности самого ребенка.

Еще одним существенным новообразованием младенческого возраста явля­ется ходьба К 6 месяцам ребенок начинает приобретать опыт передвижения. Сперва он передвигается ползком. К 9 месяцам некоторые дети становятся на ножки, начинают ходить. Благодаря ходьбе, как отмечал Д. Б. Эльконин, не толь­ко расширяется пространство ребенка, но и, что более важно, происходит его отделение от взрослого. Поэтому неслучайно, что именно с ходьбой связывают разрыв со старой и переход к новой социальной ситуации развития.

Рассмотрим, как происходит развитие познавательных процессов в мла­денческом возрасте.

Развитие ощущения и восприятия. На втором месяце появляется и со­вершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение; становится возможным прослеживание движущихся предметов; со 2-го месяца отмечается способность к различению простейших цветов; на 3—4 месяце наблюдается восприятие фор­мы предметов; активно развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов). На развитие восприятия влияет разнообра­зие окружающей ребенка обстановки.

Внимание в младенческом возрасте первоначально выступает как реакция со­средоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также пред­метов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного

отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарожде­нию более сложных форм поведения и деятельности.

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Первым прояв­лением памяти является узнавание (ребенок узнает лицо матери после 3—4-х ме­сяцев), появляется ассоциативная память. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу 1-го года складываются предпо­сылки для развития словесной памяти. Для мышления характерно развитие сен­сорных и двигательных процессов, что является основой для первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1-го года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. В первом полугодии формируется речевой слух, ребенок произносит звуковые сочетания. К концу 1-го пода понимает 10—20 слов и реагирует на них.

Психические новообразования и другие достижения в психическом развитии младенца могут обусловить появление кризиса первого года.

Коизис первого года обострение противоречий в развитии ребенка, возникающее в конце младенческого возраста, связан­ное с новыми возможностями ребенка (ходьба, речь и т. д.) и обусловли­вающее возникновение новой социальной ситуации развития.

Особую сложность кризису придает его аффективная (эмоциональная) на­сыщенность. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя взрослым, бурные эмоциональные реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (он может кричать, падать на пол, отталкивать взрослых ит. п.).

Возникновению кризиса первого года способствуют те достижения в разви­тии, о которых говорилось выше и, в частности:

- «ребенок пошел» — освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жиз­ненное пространство ребенка, а с другой — порождает ощущение самостоя­тельности;

- «ребенок заговорил» — ребенок с интересом узнает, что каждый объект имеет свое название и, более того, благодаря словам взрослым можно прямо указать на свои притязания;

- «ребенок ощутил свое "Я"» — первые достижения ребенка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т. д.) формируют у него первые ощуще­ния «Я» и усиливают потребность в расширении «зоны самостоятельности».

Кризис первого года может вызвать ряд неприятных последствий: о нарушение биоритмических процессов (сон — бодрствование); п нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей; п эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребенка), В целом же можно утверждать, что кризис первого года — это своего рода попытка ребенка указать взрослым на свои возросшие возможности и появление новых потребностей. Поэтому характер протекания кризиса определяется как ин­дивидуальными особенностями ребенка, так и поведением взрослых.

Критерием благоприятного развития младенца, по Э. Эриксону, высту­пает чувство доверия, при котором мир воспринимается как безопасное место, а люди—как заботливые и надежные. Формирование этого чувства связано не столь­ко с удовлетворением физиологических потребностей, сколько с тем эмоциональ­ным комфортом, который определяется характером отношений между ребенком и матерью (другими близкими людьми). Вот как об этом пишет Э. Эриксон: «Я по­лагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять... Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления того, кем он станет, согласно надеждам других».

При неблагоприятном развитии (например, в случае госпитализма — отлуче­ния младенца от матери и его ранней институализации) у ребенка формируется недоверие к миру в целом и самому себе, его эмоции «обеднены», он может быть подозрительным и настороженным.

3. Характеристика социальной ситуации развития

и ведущей деятельности в раннем детстве

Раннее детство, в соответствии с периодизацией Д. Б. Эльконина, — это пе­риод от одного года до трех лет (границы возраста). Основная задача возрастно­го развития связана с активным познанием окружающего мира.

Общая характеристика психического развития в раннем детстве представле­на в схеме 3, с. 47.

На рубеже младенческого возраста и раннего детства достижения в развитии ребенка определяют возникновение новых потребностей. Самостоятельное хож­дение, произнесение первых слов и опыт осуществления действий с окружающи­ми предметами обусловливают усиление стремлений ребенка в познании того, что его окружает. Однако диапазон его возможностей все еще очень ограни­чен, и он сильно зависим от взрослых, в том числе и в части «вхождения» в пред­метный мир Таким образом, основу социальной ситуации развития в раннем детстве составляет противоречие между тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности в осуществлении действий с предметами для их познания, а с другой стороны, знание о способе действия с предметом принадле­жит взрослому. Поэтому ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми для познания окружающего мира. И если в младенчестве доминирующей системой отношений была «ребенок — взрослый», то в раннем детстве — система «ребе­нок — предмет — взрослый».

Указанные противоречия, составляющие социальную ситуацию развития ре­бенка в раннем детстве, определяют то, что в качестве ведущей деятельности возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность.

Предметно-манипулятивная деятельностьведущая деятель- * ность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в ходе которых происходит усвоение способов их использования и развитие познавательной сферы ребенка.

В овладении предметно-манипулятивной деятельностью условно можно вы­делить следующие этапы: п предметные манипуляции; п предметно-специфические действия; р соотносящиеся действия; у предметно-опосредованные (орудийные) действия.

Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает свои дви­гательные навыки, но и постигает функции предмета, его социальное назначение и связь с другими предметами. Условно можно сказать, что с этого времени он начинает активно «впитывать» те достижения человечества и социокультурный опыт, которые накапливались и передавались от поколения к поколению.

Предметно-манипулятивная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, разви­вается по двум направлениям. С одной стороны, по направлению от совместного со взрослыми выполнения действия до самостоятельного выполнения. С другой сто­роны, со временем происходит развитие средств и способов, которые использует ребенок при осуществлении одного и того же предметного действия. Особое зна­чение это имеет для развития психических познавательных процессов ребенка.

Однако нельзя считать, что только с развитием предметно-манипулятивной деятельности связано развитие ребенка. Большое значение также имеет его общение с другими людьми, не связанное непосредственно с познавательной деятельностью, а направленное на установление и развитие эмоциональных связей. Таким образом, в течение раннего детства жизненное пространство ре­бенка расширяется по двум основным направлениям: по линии общения и по линии предметно-познавательной деятельности. Для данного возраста, как пи­шут российские авторы И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, характерно тесное пере­плетение, с одной стороны, общения с родителями и предметно-манипулятивной деятельности (совместная деятельность со взрослым), а с другой — мотивов эмоционального общения и сотрудничества в рамках общения с родителями (приводится по: Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М., 2001. 464 е.).