2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
К основным новообразованиям младенца относят возникновение автономной детской речи, ходьбы, потребности в эмоциональном общении и новых впечатлениях.
К 2—3 месяцам у ребенка появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на
лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления». Комплекс оживления является своего рода доминантой, так как другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый, он замирает, а затем начинает усиленно двигать ножками и ручками, делает все, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
«Комплекс оживления» — это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого, это первая простейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении и включает в себя 3 компонента: 1) улыбку (первые проявления наблюдаются в первую неделю 2-го месяца жизни; далее улыбка становится оживленнее, более широкой, с открыванием рта и с оживленной мимикой); 2) вокализацию (ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает, реагируя на появление взрослого); 3) двигательные реакции (поворачивание головки, скашивание глазок на взрослого, слабые движения ручек и ножек; постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачиваться на бок с выгибанием спинки; в развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек).
По данным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воздействие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положительное влияние на повышение общей активности ребенка, существенно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами.
«Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализм + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, а конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать «своих» от «чужих». С 8—9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения со взрослым), а к 11—12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.
Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его
компоненты начинают трансформироваться: улыбка — в мимику, гуление — в речь, двигательное оживление — в хватание.
Развитие речи младенца проходит в несколько этапов. У новорожденных первоначально голосовые реакции выражены в виде хныканья. Хныканье — периодически прерываемые плачем ноющие, писклявые звуки. На 3—4-й неделе жизни у ребенка появляются резкие отрывистые звуки речи, которые являются зачатками лепета — неразборчивой речи ребенка.
После 3—4-х месяцев в результате того, что ребенок активно подражает речи окружающих (прежде всего интонации и ритму), звуки, произносимые им, становятся более разнообразными, он начинает произносить слоги. В возрасте 5—6,5 месяцев он начинает понимать связь некоторых слов с предметами реального мира. С 7—8 месяцев ребенок произносит все большее количество слов, которые он связывает с определенными действиями и впечатлениями. Возникновение первых осмысленных слов происходит в ситуации эмоциональных переживаний и действий. С 8—9 месяцев наступает период активного развития речи. Ребенок старается произносить слова, связанные с чем-то, что является для него важным, вызвавшим у него сильные эмоциональные реакции, и связанным с удовлетворением потребностей. При этом механизм усвоения слов остается прежним и основывается на подражании слов, произносимых окружающими. - К концу первого года жизни ребенок начинает воспринимать некоторые слова как обозначающие некоторые предметы окружающей действительности, пробует произносить эти слова. Однако словарный запас еще чрезвычайно мал. В это время появляется так называемая автономная речь.
Автономная речь — одно из новообразований младенческого воз- f Траста, появляющееся к концу младенчества и характеризующееся эмоциональностью, ситуативностью, своей, «детской», логикой, которую могут понять только близкие люди.
Она возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка.
Еще одним существенным новообразованием младенческого возраста является ходьба К 6 месяцам ребенок начинает приобретать опыт передвижения. Сперва он передвигается ползком. К 9 месяцам некоторые дети становятся на ножки, начинают ходить. Благодаря ходьбе, как отмечал Д. Б. Эльконин, не только расширяется пространство ребенка, но и, что более важно, происходит его отделение от взрослого. Поэтому неслучайно, что именно с ходьбой связывают разрыв со старой и переход к новой социальной ситуации развития.
Рассмотрим, как происходит развитие познавательных процессов в младенческом возрасте.
Развитие ощущения и восприятия. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение; становится возможным прослеживание движущихся предметов; со 2-го месяца отмечается способность к различению простейших цветов; на 3—4 месяце наблюдается восприятие формы предметов; активно развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов). На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки.
Внимание в младенческом возрасте первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного
отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Первым проявлением памяти является узнавание (ребенок узнает лицо матери после 3—4-х месяцев), появляется ассоциативная память. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу 1-го года складываются предпосылки для развития словесной памяти. Для мышления характерно развитие сенсорных и двигательных процессов, что является основой для первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1-го года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. В первом полугодии формируется речевой слух, ребенок произносит звуковые сочетания. К концу 1-го пода понимает 10—20 слов и реагирует на них.
Психические новообразования и другие достижения в психическом развитии младенца могут обусловить появление кризиса первого года.
Коизис первого года — обострение противоречий в развитии ребенка, возникающее в конце младенческого возраста, связанное с новыми возможностями ребенка (ходьба, речь и т. д.) и обусловливающее возникновение новой социальной ситуации развития.
Особую сложность кризису придает его аффективная (эмоциональная) насыщенность. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя взрослым, бурные эмоциональные реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (он может кричать, падать на пол, отталкивать взрослых ит. п.).
Возникновению кризиса первого года способствуют те достижения в развитии, о которых говорилось выше и, в частности:
- «ребенок пошел» — освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребенка, а с другой — порождает ощущение самостоятельности;
- «ребенок заговорил» — ребенок с интересом узнает, что каждый объект имеет свое название и, более того, благодаря словам взрослым можно прямо указать на свои притязания;
- «ребенок ощутил свое "Я"» — первые достижения ребенка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т. д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зоны самостоятельности».
Кризис первого года может вызвать ряд неприятных последствий: о нарушение биоритмических процессов (сон — бодрствование); п нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей; п эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребенка), В целом же можно утверждать, что кризис первого года — это своего рода попытка ребенка указать взрослым на свои возросшие возможности и появление новых потребностей. Поэтому характер протекания кризиса определяется как индивидуальными особенностями ребенка, так и поведением взрослых.
Критерием благоприятного развития младенца, по Э. Эриксону, выступает чувство доверия, при котором мир воспринимается как безопасное место, а люди—как заботливые и надежные. Формирование этого чувства связано не столько с удовлетворением физиологических потребностей, сколько с тем эмоциональным комфортом, который определяется характером отношений между ребенком и матерью (другими близкими людьми). Вот как об этом пишет Э. Эриксон: «Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять... Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления того, кем он станет, согласно надеждам других».
При неблагоприятном развитии (например, в случае госпитализма — отлучения младенца от матери и его ранней институализации) у ребенка формируется недоверие к миру в целом и самому себе, его эмоции «обеднены», он может быть подозрительным и настороженным.
3. Характеристика социальной ситуации развития
и ведущей деятельности в раннем детстве
Раннее детство, в соответствии с периодизацией Д. Б. Эльконина, — это период от одного года до трех лет (границы возраста). Основная задача возрастного развития связана с активным познанием окружающего мира.
Общая характеристика психического развития в раннем детстве представлена в схеме 3, с. 47.
На рубеже младенческого возраста и раннего детства достижения в развитии ребенка определяют возникновение новых потребностей. Самостоятельное хождение, произнесение первых слов и опыт осуществления действий с окружающими предметами обусловливают усиление стремлений ребенка в познании того, что его окружает. Однако диапазон его возможностей все еще очень ограничен, и он сильно зависим от взрослых, в том числе и в части «вхождения» в предметный мир Таким образом, основу социальной ситуации развития в раннем детстве составляет противоречие между тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности в осуществлении действий с предметами для их познания, а с другой стороны, знание о способе действия с предметом принадлежит взрослому. Поэтому ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми для познания окружающего мира. И если в младенчестве доминирующей системой отношений была «ребенок — взрослый», то в раннем детстве — система «ребенок — предмет — взрослый».
Указанные противоречия, составляющие социальную ситуацию развития ребенка в раннем детстве, определяют то, что в качестве ведущей деятельности возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность.
В овладении предметно-манипулятивной деятельностью условно можно выделить следующие этапы: п предметные манипуляции; п предметно-специфические действия; р соотносящиеся действия; у /в предметно-опосредованные (орудийные) действия.
Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает свои двигательные навыки, но и постигает функции предмета, его социальное назначение и связь с другими предметами. Условно можно сказать, что с этого времени он начинает активно «впитывать» те достижения человечества и социокультурный опыт, которые накапливались и передавались от поколения к поколению.
Предметно-манипулятивная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, развивается по двум направлениям. С одной стороны, по направлению от совместного со взрослыми выполнения действия до самостоятельного выполнения. С другой стороны, со временем происходит развитие средств и способов, которые использует ребенок при осуществлении одного и того же предметного действия. Особое значение это имеет для развития психических познавательных процессов ребенка.
Однако нельзя считать, что только с развитием предметно-манипулятивной деятельности связано развитие ребенка. Большое значение также имеет его общение с другими людьми, не связанное непосредственно с познавательной деятельностью, а направленное на установление и развитие эмоциональных связей. Таким образом, в течение раннего детства жизненное пространство ребенка расширяется по двум основным направлениям: по линии общения и по линии предметно-познавательной деятельности. Для данного возраста, как пишут российские авторы И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, характерно тесное переплетение, с одной стороны, общения с родителями и предметно-манипулятивной деятельности (совместная деятельность со взрослым), а с другой — мотивов эмоционального общения и сотрудничества в рамках общения с родителями (приводится по: Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М., 2001. 464 е.).
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46