1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
Педагогический процесс разворачивается в образовательной системе, и поэтому его протекание во Многом определяется характеристиками этой системы.
Образовательная система — совокупность организационно-струк- турных подсистем (управление, администрация, педсовет, педагогический коллектив, учебные классы и т. д.), каждая из которых определяет ход учебно-воспитательного процесса, реализуя свои специфические функции.
Каждая из подсистем образовательной системы находится во взаимодействии с другими подсистемами.
Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Взаимодействие субъектов образовательной системы относится к социальному виду взаимодействия.
Социальное взаимодействие — взаимодействие между социальными субъектами, в качестве которых могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные общности.
Образовательная система включает следующие подсистемы: управление, администрация, педагогический совет, педагогический коллектив, учебные классы, кружки и др.
Взаимодействие субъектов образовательной системы опосредует межличностное взаимодействие в системах отношений «педагог — ученик», «педагог — педагог», «педагог — родители», «ученик — ученик». Происходит это как посредством формального, регламентированного взаимодействия, так и в ходе межличностных контактов.
Особое влияние на организацию взаимодействия субъектов образовательной системы оказывают социальные регуляторы поведения: ценности, традиции, нормы, стереотипы. Образовательные учреждения с высоким уровнем развития характеризуются общей ценностной позицией в наиболее важных, стратегических вопросах, наличием общей идейно-ценностной основы.
На функционирование образовательной системы оказывает влияние ее взаимодействие с другими социальными системами: семьей, структурами власти, общественными организациями.
В рамках образовательной системы реализуются различные виды педагогического взаимодействия: учебно-педагогическое взаимодействие (система «педагог — ученик»); взаимодействие учащихся между собой (система «ученик — ученик»); взаимодействие педагогов между собой (система «педагог — педагог»).
Взаимодействие субъектов образовательной системы может иметь реактивный и активный характер. О реактивном взаимодействии можно говорить в том случае, если одна сторона (субъект) выступает в качестве инициатора воздействия, а вторая сторона (объект) пассивно реагирует. Об активном взаимодействии речь идет, когда вторая сторона не в меньшей мере проявляет активность, чем инициатор воздействия, и потому данное взаимодействие называют субъект-субъектным.
Субъект-субъектное (активное) взаимодействие в отличие от субъект-объектного (реактивного) взаимодействия обладает рядом значительных преимуществ. Оно способствует активному включению всех участников образовательного процесса в решение стоящих задач, актуализирует их внутренние ресурсы, позволяет в максимальной мере задействовать потенциал каждого участника, выступает хорошей основой для гармоничных и обогащающих межличностных отношений.
Эффективность взаимодействия субъектов образовательной системы определяется качеством межличностных контактов. Как отмечает И. А. Зимняя, контакт является условием и следствием продуктивного взаимодействия его субъектов, определяя и процесс, и результат. Важнейшей внутренней основой психологических контактов выступают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Автор пишет: «В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление "заражения"... Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. ...Эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается, в первую очередь, личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия. Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обусловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например, учителя и учеников. Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов» (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2005. 384 е.).
В последнее время, как отмечают многие ученые, основным условием оптимального и эффективного взаимодействия субъектов образовательной системы является реализация принципов сотрудничества.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46