logo
konspekt_lektcii_psihologiya3

2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста

Развитие подростка характеризуется многочисленными противоречиями. Одно из них так описывается В. С. Мухиной: «Стремление осознать и развить • свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требует от отрока обо­собления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищен­ности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глу­боко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве пред­стать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют свер­стники» (приводится по: Мухина, В. С. Возрастная психология : феномелогия раз­вития детства, отрочества / В. С. Мухина. М., 2003. С. 346).

Итак, стремление ребенка утвердиться в своей уникальности и самостоятель­ности определяет снижение значимости его общения с родителями и усиление роли его общения со сверстниками.

Доминирование общения со сверстниками позволило ученым говорить о так называемой возрастной сегреации, когда подростки взаимодействуют преимущественно со своей возрастной группой и значительно меньше с млад­шими детьми или взрослыми (Г. Крайг, с. 493). Одна из причин этого — необходи­мость формировать и защищать чувство идентичности, для чего «подростки не только помогают друг другу на время избавиться от этого дискомфорта,

формируя группы и стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов; они также постоянно проверяют друг друга на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей» (приводится по: Психология развития / [под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой]. М., 2005).

В этой ситуации семья может терять свою притягательность, а группа сверстни­ков для многих подростков начинает выступать основным носителем системы цен­ностей, норм поведения и источником определенного статуса. При этом для мальчи­ков группа сверстников выступает «как средство поддержки попыток достичь неза­висимости — порвать с семейными правилами и достичь свободы», а для девочек «служит для проявления эмоциональных межличностных отношений» (приводится по: Кле, М. Психология подростка /М. Кпе. М., 1991).

Общение со сверстниками настолько значимо в этот период, что многие авто­ры (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и другие) считают, что оно является ведущей деятельностью подросткового возраста Равенство позиции в общении, сходство проблем и переживаний определяют то, что даже развитое общение со взрослыми не способно в полной мере заменить общение со сверстниками. Осо­бый уровень доверия, свойственный взаимоотношениям подростков, позволяет определить их взаимодействие как интимно-личностное общение.

Взрослому самодостаточному человеку не нужно внешнего подтверждения своей значимости и индивидуальности. У подростков дело обстоит сложнее. Самосознание интенсивно развивается и внутреннее ощущение своего «Я» еще неустойчиво и подвижно. Отсюда — желание найти таких собеседников, которые заинтересованно выслушают, поймут и благодаря этому дадут понять, что «у тебя все хорошо». Через получение такой обратной связи подросток са­моутверждается, реализует свои притязания на то, чтобы ощущать себя взрос­лым, снижает неуверенность и сомнения в ценности своей личности.

Взаимодействуя, подросток стремится найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности, по мнению Л. И. Божович, может привести к соци­альной неадаптированности и правонарушениям. Оценки поведения и личности, которые подросток получает от одноклассников, во многом определяют уровень его самооценки и самоуважения. Этим объясняется большая зависимость от норм и ценностей группы.

Общение со сверстниками реализует для подростков следующие психологи­ческие функции: информационную, эмоциональную и социальную.

Информационная функция формирует осведомленность по различным во­просам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят Эмоциональная формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общно­сти, понимания друг друга, эмпатии, эмоциональную устойчивость. Социальная функция формирует навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Помимо общения со сверстниками значимыми для подростка являются и дру­гие формы внешней активности. Важное место занимает учебная деятельность, специфика которой в подростковом возрасте по сравнению с младшим школь­ным возрастом обусловлена наличием многих учителей с разными личностны­ми характеристиками и педагогическими позициями; появление новых учебных предметов и формирование различного отношения к ним, что связано с интере­сами и способностями школьника.