2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
Развитие подростка характеризуется многочисленными противоречиями. Одно из них так описывается В. С. Мухиной: «Стремление осознать и развить • свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требует от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники» (приводится по: Мухина, В. С. Возрастная психология : феномелогия развития детства, отрочества / В. С. Мухина. М., 2003. С. 346).
Итак, стремление ребенка утвердиться в своей уникальности и самостоятельности определяет снижение значимости его общения с родителями и усиление роли его общения со сверстниками.
Доминирование общения со сверстниками позволило ученым говорить о так называемой возрастной сегреации, когда подростки взаимодействуют преимущественно со своей возрастной группой и значительно меньше с младшими детьми или взрослыми (Г. Крайг, с. 493). Одна из причин этого — необходимость формировать и защищать чувство идентичности, для чего «подростки не только помогают друг другу на время избавиться от этого дискомфорта,
формируя группы и стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов; они также постоянно проверяют друг друга на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей» (приводится по: Психология развития / [под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой]. М., 2005).
В этой ситуации семья может терять свою притягательность, а группа сверстников для многих подростков начинает выступать основным носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса. При этом для мальчиков группа сверстников выступает «как средство поддержки попыток достичь независимости — порвать с семейными правилами и достичь свободы», а для девочек «служит для проявления эмоциональных межличностных отношений» (приводится по: Кле, М. Психология подростка /М. Кпе. М., 1991).
Общение со сверстниками настолько значимо в этот период, что многие авторы (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и другие) считают, что оно является ведущей деятельностью подросткового возраста Равенство позиции в общении, сходство проблем и переживаний определяют то, что даже развитое общение со взрослыми не способно в полной мере заменить общение со сверстниками. Особый уровень доверия, свойственный взаимоотношениям подростков, позволяет определить их взаимодействие как интимно-личностное общение.
Взрослому самодостаточному человеку не нужно внешнего подтверждения своей значимости и индивидуальности. У подростков дело обстоит сложнее. Самосознание интенсивно развивается и внутреннее ощущение своего «Я» еще неустойчиво и подвижно. Отсюда — желание найти таких собеседников, которые заинтересованно выслушают, поймут и благодаря этому дадут понять, что «у тебя все хорошо». Через получение такой обратной связи подросток самоутверждается, реализует свои притязания на то, чтобы ощущать себя взрослым, снижает неуверенность и сомнения в ценности своей личности.
Взаимодействуя, подросток стремится найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности, по мнению Л. И. Божович, может привести к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки поведения и личности, которые подросток получает от одноклассников, во многом определяют уровень его самооценки и самоуважения. Этим объясняется большая зависимость от норм и ценностей группы.
Общение со сверстниками реализует для подростков следующие психологические функции: информационную, эмоциональную и социальную.
Информационная функция формирует осведомленность по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят Эмоциональная формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, понимания друг друга, эмпатии, эмоциональную устойчивость. Социальная функция формирует навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Помимо общения со сверстниками значимыми для подростка являются и другие формы внешней активности. Важное место занимает учебная деятельность, специфика которой в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом обусловлена наличием многих учителей с разными личностными характеристиками и педагогическими позициями; появление новых учебных предметов и формирование различного отношения к ним, что связано с интересами и способностями школьника.
- Раздел 1
- Раздел 1 Возрастная психология
- Тема 1.1. Предмет, задачи и методы
- 2. Предмет, структура и основные понятия возрастной психологии
- 3. Проблемы и задачи возрастной психологии
- Тема 1.2. Основные теории
- 1. Общая характеристика основных направлений исследований психического развития
- 2. Краткий обзор некоторых теорий психического развития
- 3. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций
- 4. Деятел ьностный подход в исследовании психического развития
- Тема 1.3. Факторы, закономерности и периодизации психического развития
- 2. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития
- 3. Подходы в возрастной психологии к периодизации психического развития
- 4. Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину
- Тема 1.4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве
- 2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца
- 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.
- Тема 1.5. Психическое развитие
- 2. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности дошкольника
- 3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
- Тема 1.6. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте
- 2. Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности младшего школьника
- 4. Межличностные отношения и общение в младшем школьном возрасте
- Тема 1.7. Психическое развитие и формирование личности
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте
- 2. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста
- 3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
- 4. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности подростка
- Тема 1.8. Психическое развитие
- 1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников
- 3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте
- Раздел 2
- Раздел 2 Педагогическая психология
- Тема 2.1. Предмет, задачи и методы
- 1. Возникновение педагогической психологии как науки, ее предмет и задачи
- 2. Структура педагогической психологии, ее связь с другими науками
- 3. Особенности использования психологических методов в педагогической психологии
- Тема 2.2. Психологические основы
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением
- 2. Психологические особенности и факторы процесса обучения
- 3. Познавательное развитие учащихся в процессе обучения
- Тема 2.3. Психологическая характеристика
- 1. Общая характеристика и структура учебной деятельности
- 2. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды
- 3. Психологические факторы успешности учения и неуспеваемости школьников
- Тема 2.4. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
- Тема 2.5. Психология
- 1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения
- 2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании
- 5. Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов
- Тема 2.6. Психология педагогической
- 1. Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
- 3. Способности и профессионально значимые качества как условия успешности деятельности педагога
- Тема 2.7. Психология
- 1. Сущность и структура педагогического взаимодействия
- 2. Психологическая характеристика педагогического общения
- Тема 2.8. Сотрудничество
- 1. Психологическая характеристика субъектов образовательной системы и их взаимодействия
- 2. Психологические основы стратегии сотрудничества в педагогическом взаимодействии
- 3. Психологическая характеристика педагогического коллектива и взаимоотношений в нем
- 4. Понятие психолого-педагогического сопровождения педагогов и педагогического коллектива
- Раздел 2 46